фото

Инфраструктура парковочных мест в центре Владивостока сегодня не развита настолько, насколько развита система штрафов и эвакуации автомобилей. Уже в течение нескольких лет проекты многоярусных парковок заморожены, потому что безуспешно ждут своих инвесторов. Между тем последние заниматься строительством за неимением выгоды не спешат. А многострадальный кошелек Владивостокских властей и капризный менталитет местных водителей категорически отказываются идти друг другу навстречу. Неужели спасти загруженный центр Владивостока по силам только зарубежным инновациям?

– Центр Владивостока – это просто какой-то ад для автомобилиста. До работы на машине доехать не могу – парковок поблизости нет. Чтобы добраться до центра, нет разницы - едешь ты на своем личном авто, или в автобусе. Все равно застрянешь в пробке. Недавно не мог доехать до работы просто потому, что передо мной встал эвакуатор на полдороги. Вы, местные, наверное, давно свыклись с таким положением дел. А мне, как человеку, живущему здесь всего полтора года, до сих пор сложно привыкнуть. Уже или въезд бы в центр ограничили, или парковки бы начали строить, невозможно же, - жалуется Александр В., бывший житель города Арсеньева, водитель с десятилетним стажем. Пришлось объяснить человеку, что эта и сотни других подобных жалоб вот уже несколько лет, как повисли в воздухе в неподвижном состоянии. Однако это не помешало главе города поставить жирную точку в обсуждении проблемы отсутствия многоярусных парковок в центре города.

Без вариантов

Прошлым летом Игорь Пушкарев заявил, что бюджет города не располагает деньгами на подобные нужды. «Расходовать сегодня бюджетные средства на строительство парковок – не совсем по-хозяйски, поскольку пока не решены более насущные проблемы», - сообщили в пресс-службе администрации города со слов мэра. Напомним, что на сегодняшний день существует множество проектов многоярусных парковок. Еще Сергей Дарькин в бытность свою губернатором обещал построить их в районе Дальпресса, Фокина и Октбярьской. Нынешняя власть совсем недавно планировала возведение парковок в районе ж/д вокзала, сквера Макарова и под центральной площадью города. Но ни один из этих проектов так и не воплотился в жизнь. И прошлым летом глава города решил переложить всю инициативу по строительству парковок на плечи инвесторов. Последние, кстати, подобной возможностью воспользоваться не горят. И на то есть свои причины.

Земля в центре, как известно, недешевая, и перенос коммуникаций, находящихся под ней, тоже. К тому же, окупаемость возведенной парковки, по словам экспертов, может наступить только спустя тридцать лет. Понятно, что бизнесменам выгоднее построить гораздо более прибыльное предприятие. К тому же, администрация города не стремится идти навстречу инвесторам, которые хотят отводить верхние этажи парковки под иные коммерческие цели. И на то, говорят чиновники, тоже есть объективные причины.

– На муниципальном уровне уже неоднократно велись переговоры с предпринимателями, которые имели желание строить многоярусные парковки. Бизнесмены интересовались, можно ли на верхних ее этажах оборудовать офисы – под другие, коммерчески прибыльные цели. Подобные инициативы однозначно отвергались. Одна такая «парковка», превратившаяся через некоторое время в бизнес-центр, уже есть – напротив мэрии, здание Fresh Plaza, - рассказывает заместитель начальника управления по работе со СМИ администрации города Марина Ивлева.

Так что и ниточка под названием «бизнес», за которую дернула чиновничья рука в попытке решить проблему с отсутствием парковок, беспощадно оборвалась. Но чтобы совсем не пустить ситуацию на самотек, местные власти нашли другой выход из ситуации. А это не что иное, как метод кнута, в виде появившихся в городе приборов автоматической фиксации нарушений правил парковки («Паркон») и системы эвакуации авто. Так что сегодня у автомобилистов два злейших врага, с которыми дружить пока никто не собирается.

Бой системе

Отстаивая свое право на бесплатную парковку, водители устроили настоящую борьбу. Чтобы обойти зоркий глаз «Большого Брата», хозяева машин начали прятать госномера при помощи пакетов, пленок и других материалов. Согласно букве закона, пока машина не находится в движении, ее можно украшать так, как захочется ее владельцу – вот водители и не преминули воспользоваться такой возможностью.

Всеобщее негодование в рядах автомобильной общественности вызывает и работа эвакуаторов.

– Одно дело, когда эвакуируют тех, кто, нарушая правила парковки, мешает ехать остальным. Непонятно другое: зачем трогать машину, которая стоит и никому не мешает? При этом эвакуатор, ее забирающий, перекрывает дорогу. Из-за этого приходится ждать по 30-40 минут, пока он все не закончит, - негодует горожанин Владислав С.

Но зачастую бывает, что так называемые автохамы нарушают права всех остальных. Небрежно брошенная машина на участке проезжей части – как известно, не редкость для городского движения. И это при том, что парковочные места в центре Владивостока, безусловно, имеются. Только вот желание оставлять там свое авто есть далеко не у всех. Табличку «мест нет» на платных стоянках, которых в центре довольно много – в основном, возле коммерческих предприятий, торговых центров и продуктовых супермаркетов – можно вешать не так часто. А стоит сделать пару шагов от них в сторону – как из дворов, переулков, с тротуаров стекают ряды автомобилей. Кто-то откровенно не хочет платить, у кого-то нет времени на поиски стоянки. А для владельцев дорогих машин бросить автомобиль там, где вздумается, и вовсе не проблема. Штраф для таких людей, видимо, не самая большая потеря.

Свет в конце евротоннеля

Но, надо полагать, не столь беспросветно будущее загруженного центра Владивостока. Зарубежный опыт в развитии специально оборудованных парковок и освобождении центра от автомобильных потоков гораздо богаче нашего, а потому уже представляет немалый интерес.

Например, во Франции, а именно в городе Ницце парковки находятся в черте города, но расположены далеко от центра. И штрафы за эвакуацию, существующие в городе, совершенно отбивают у местных жителей желание оставлять автомобили в неположенном месте. Оставил машину в пригороде, сел на общественный транспорт - и, пожалуйста, добирайся спокойно до центра. Такая практика, считает один из владивостокских экспертов, могла бы помочь и нашему городу.

– Я считаю, что парковки нужно строить там, где земля не имеет особой коммерческой ценности. Не нужно строить парковки в центре - нужно располагать их так, чтобы люди, наоборот, меньше ехали туда. У нас многоярусные парковки можно было бы строить недалеко от транспортных развязок. В каких-нибудь непрезентабельных местах, но таким образом, чтобы они были доступными, удобными. Построить ее, например, в районе Первой Речки. Приехал, оставил машину - и потом на общественном транспорте едешь, если нужно, в сам центр. Тогда и проблем особых в центре не будет, да и воздуха свежего прибавится, - таким видит одно из решений проблемы Игорь Кравцов, президент Приморской ассоциации транспортных компаний.

Наличие «обязательных» парковок для тех, кто стремится попасть в центр, и высокие штрафы за несоблюдение данной меры – суть необходимых жестких мер, без которых сегодня Владивостоку, считает эксперт, увы, не обойтись.

А пока получается замкнутый круг, в котором каждая из сторон отстаивает исключительно свои интересы. И до тех пор, пока будет продолжаться «игра в одни ворота» – цивилизованное развитие ситуации не сдвинется с мертвой точки.