Страховые компании обнародовали цифры минувшего года: прибыли, убытки, выплаты. Но для простых автовладельцев год был полон и других немаловажных событий – как можно заметить, в прошлом году появились новые или воскресли старые способы обвести страхователя вокруг пальца. То тут, то там в разных регионах страны слышались жалобы обманутых автовладельцев на недобросовестных страховщиков.
Как сохранить деньги и нервы, и при этом не попасть на крючок страховщиков? Думаю, главное знать свои права – никто лучше защиты вам не посоветует. Попробуем посмотреть, какие нечестные методы применяют страховщики к своим клиентам.
Перевод службы приема документов в город, далекий от центра региона
В последнее время офисы приема документов по страховым выплатам многих страховых компаний начали массово мигрировать, причем в сторону от населенных центров. Например, офис Новосибирского филиала «Росгосстраха» в июне 2013 года переехал в город Каргат (а он расположен почти в 200 км от областного центра, между прочим). «Альфастрахование» переместило офис из Екатеринбурга за 350 км в город Серов.
В некоторых случаях, очевидно, дешевле провести ремонт самому, чем ехать за тридевять земель. Но в этом случае советую поступать так: вызвать представителя страховой на осмотр и провести независимую экспертизу поврежденного автомобиля по месту стоянки. Получаем документы и отправляем их страховщику по почте (оставить себе все копии не забываем!). Если в течение отведенного срока – 30 дней – страховщик не выплатит страховое возмещение, обращаемся в суд, увеличив сумму требований на 50 % в соответствии с положениями Закона о защите прав потребителя.
Отсутствие страховой истории в единой базе данных
Когда вводили коэффициент бонус-малус для расчета стоимости полиса, ждали, что отношения клиентов и страховых станут прозрачнее. Не скажу, что все вышло наоборот, но того, что это в некоторых случаях проблем добавило, тоже отрицать невозможно. Часто выясняется, что в единой базе нет данных клиента. А водителям с долгим безаварийным стажем пользы часто никакой – им все равно приходится платить по полной.
Беда в том, что база для страхователя недоступна – что там пишут о тебе, проверить невозможно. РСА, кстати, обещает в будущем сделать эту информацию доступной. А пока при переходе из одной компании в другую в подтверждение своей безаварийной езды не забываем брать у старого страховщика справку об имеющемся коэффициенте бонус-малус.
Страховка в нагрузку
Насколько мне известно, как минимум 20 страховщиков грешат навязыванием допуслуг при покупке ОСАГО и иначе под различными предлогами оформлять страховку отказывают. Это навязывание, естественно, прямое нарушение закона. Причем в 2013 году число таких случаев увеличилось. Страховщики говорят, что тарифы на ОСАГО не менялись, мол, более 10 лет и вообще страхуют они теперь себе в убыток, и чтобы продажи полисов в убыточных регионах не прекращать, предлагают купить еще одну страховку «в нагрузку».
К сожалению, действенного и эффективного метода борьбы с навязыванием пока не существует. Единственное, можно посоветовать записать свой разговор со страховым агентом на камеру или диктофон, а потом обратиться в прокуратуру с соответствующим заявлением.
Техосмотр, которого нет
Следующая уловка, которой стали пользоваться страховщики, – недействующий техосмотр. Вам заявляют что вашего талона техосмотра или диагностической карты не числится в базе и предлагают пройти техосмотр у оператора-партнера. Но как правило, это не соответствует действительности: операторы ТО обязаны вносить информацию обо всех автомобилях, прошедших техосмотр, в единую автоматизированную информационную систему ТО в течение 15 дней. Более того, наличие диагностической карты у вас на руках достаточно для покупки страховки.
Ситуация, на самом деле, связана с некорректной работой единой базы данных по ТО, но страховщики активно этим пользуются. Чтобы избежать обмана, лучше проходить техосмотр и заключать полис ОСАГО одновременно у одного и того же оператора ТО. И о подобных случаях сообщайте в РСА – пусть там присмотрятся к этой компании.
Отсутствие бланка полиса ОСАГО
В Архангельске, Приамурье, Первоуральске, Волгограде и Екатеринбурге страховщики в конце прошлого года перестали продавать полисы ОСАГО. Вернее, их по-прежнему продавали, но только вместе со страхованием жизни, а отдельно – никак. Отказывали в «Росгосстрах», «Альфа-страхование», «Цюрих», ВТБ-«Страхование», «Северной казне», говорили, что раньше февраля полисы не появятся. То есть либо жди, когда в город доставят новые бланки, либо покупай обе страховки. Ситуация напоминала сговор. Проще говоря, совсем страх потеряли.
Стоит знать, что страховая компания не может отказать вам в продаже ОСАГО. Я бы посоветовал обращаться в страховую компанию за полисом ОСАГО сразу в письменном виде и составлять заявление в двух экземплярах, чтобы один из них остался на руках автовладельца. Страховая компания обязана принять у вас документы и выдать вам полис. Не выдает – должны на вашем заявлении написать причину отказа. А у вас будет документальное подтверждение для обращения в Роспотребнадзор, РСА или организации по защите прав автострахователей.
С тем, что творилось в регионах, прокуратура и представители Роспотребнадзора уже разбираются. Но многое, думаю, зависит от нас самих, нашей готовности бороться за свои прав общими силами.