Часть акций PSA Peugeot Citroen, которая находится в кризисном состоянии, перешла китайским инвесторам. Эксперты отрасли убеждены: 14% активов, переданных компании DongFeng Motor, – это только первый этап, и совсем скоро PSA перейдет под полный контроль китайцев. Поклонникам брендов Peugeot и Citroen из-за этого отчаиваться точно не стоит – новейшая история автомобилестроения знает как минимум три примера того, как азиаты умудрялись выводить автогигантов практически из комы.
Jaguar Land Rover – Tata Motors (Индия), 2008 год
В кризисные годы концерн Ford распродавал все активы, которые подвергались хоть каким-то сомнениям с точки зрения прибыли. Одной из первых «ласточек» стал Jaguar Land Rover, которого серьезно лихорадило на рынке в 2007-2008 годах. Контрольный пакет премиального английского бренда купила Tata Motors, выпускающая, к слову, самый дешевый автомобиль на планете – Tata Nano.
Сумма сделки составила 2,3 миллиарда долларов. Еще Tata покрыла выплаты Ford в размере 0,6 миллиарда в систему пенсионного обеспечения Jaguar Land Rover. Согласно подписанным сторонами документам, Tata получила в бессрочное пользование все права на интеллектуальную собственность, заводы, дизайнерские бюро и национальные компании, занимающиеся продажами машин марок.
Дела Jaguar Land Rover пошли в гору уже после первого года работы новых владельцев. Сегодня результаты некогда убыточной компании выглядят более чем внушительно. В 2013 году Jaguar Land Rover и вовсе установил рекорд продаж, реализовав по всему миру 425 тысяч машин, что больше показателей 2012 года на 19%. Основными рынками сбыта марок стали Германия, США и Индия. Согласно последнему отчету, прибыль Jaguar Land Rover в третьем квартале 2013 года выросла на 66% до 815 миллионов долларов.
Однако на этом останавливаться индусы, очевидно, не собираются. Недавно было объявлено, что в Jaguar Land Rover будет инвестировано около 5,77 миллиардов долларов. Средства пойдут на разработку новых технологий, моделей и строительство заводов.
Volvo – Geely (Китай), 2010 год
Легендарная шведская марка не смогла устоять в разгар кризиса – продажи падали в течение нескольких лет. Совет директоров концерна Ford, которому принадлежала компания ранее, в спешном порядке начал искать покупателя контрольного пакета акций, и выбор пал на китайский холдинг Geely. Инвесторы из Поднебесной предложили лучшие условия – 1,8 миллиарда евро. Хотя эта сумма и выглядела смехотворной по сравнению с 6,4 миллиардами, заплаченными в свое время американцами, но других вариантов у Ford не оставалось.
Переговоры шли очень долго: Geely, согласно китайскому законодательству, должен был получить разрешение на покупку у правительства Китая. Официально о передаче китайцам контрольного пакета было объявлено в августе 2010 года – спустя полтора года после начала переговоров.
Переход Volvo под контроль китайцев никак не сказался ни на качестве автомобилей, ни на позиционировании моделей на рынке. Как и в прежние годы, Volvo делает ставку на технологичность и безопасность, придерживаясь фирменной концепции в дизайне. Что касается показателей на рынке, то дела марки стабилизировались. Пока она не может похвастаться каким-то сумасшедшим ростом, но отрицательной динамики больше нет. По результатам прошлого года, реализация выросла на 0,1%.
Несмотря на положительные результаты продаж, финансовые дела по-прежнему находятся не в лучшем состоянии. Чистая прибыль шведов по итогам девяти месяцев 2013 года составила 500 миллионов долларов, что на 69% меньше аналогичного показателя за 2012 год. Все это значит, что у Volvo по-прежнему есть над чем работать.
Saab – National Modern Energy Holdings, 2012 год
General Motors, в кризисные годы распродававший активы проворнее других, с Saab то ли из принципа, то ли по другим неизвестным причинам распрощаться вовремя так и не смог. В 2010-2011 годах покупатели выстраивались в очередь — на шведский бренд претендовали толстосумы из Китая, Индии и Турция. Однако GM ни в какую не хотел идти на уступки и продавать инвесторам вместе с брендом еще и лицензии на собственные разработки. Азиаты, в свою очередь, посчитали такое развитие событий крайне невыгодным и поставили сделку на паузу.
Решение сделать перерыв в переговоров будто отключило Saab от аппарата искусственного дыхания – продажи рухнули почти до нуля, а производство остановилось. Как выяснилось несколькими месяцами позже, GM уже продолжительное время занимался процедурой банкротства Saab. Марка канула в лету в декабре 2011 года. Согласно официальным данным, долги компании составили порядка двух миллиардов долларов.
Однако китайцы добились своего: в июне 2012 года все юридические права на бренд были выкуплены шведским консорциумом National Electric Vehicle Sweden, занимающимся разработкой электромобилей. Эта компания в свою очередь принадлежит китайской энергетической корпорации National Modern Energy Holdings.
Говорить о финансовых успехах пока слишком рано — производство автомобилей возобновилось только в конце прошлого года. На заводе Saab выпускают седан 9-3, который сходил с конвейера еще до процедуры банкротства в 2011 году. Очевидно, что ставку китайцы сделают как раз на электромобили. Тем более что за технологиями долго ходить не нужно – достаточно постучать в соседнюю дверь к National Electric Vehicle Sweden.
PSA Peugeot Citroen – DongFeng Motor (Китай), 2014 год
Похоже, времени ждать и надеяться на сиюминутную помощь государства у PSA Peugeot Citroen больше нет. Положение дел компании по результатам прошлого года ухудшилось донельзя. Согласно отчету Европейской ассоциации производителей автомобилей (АСЕА), продажи PSA упали на 8,9%, что в условиях затяжного кризиса производителя и отрасли в целом выглядит уже критично. Напомним, по итогам 2012 года PSA Peugeot Citroen отчитался об убытках в 5 миллиардов евро, а в 2013 году ежемесячные потери концерна составляли до 100 миллионов евро. Неудовлетворительные цифры спровоцировали совет директоров принять судьбоносное решение – продать 28% акций. С помощью этой сделки французы планируют увеличить капитал компании на 3 миллиарда евро, которые, вероятно, будут инвестированы в развитие. Однако интересно другое – как будут распределены акции. Половину выкупает французское правительство, а вторую часть – китайская компания DongFeng Motor. Тем не менее, эксперты отрасли сходятся во мнении, что со временем китайцы приберут к рукам контрольный пакет французского автопроизводителя. Об этом, в частности, говорят планы PSA годичной давности, когда речь шла о передаче китайцам сразу 70% акций.