В этих рейтингах представлены гонщики, для которых прошедший сезон был особенным. Либо особенно ярким, либо особенно провальным. Как и бывает в таких случаях, наши оценки субъективны.
Джимми Джонсон
За океаном в 2013 году не было никого круче Джимми Джонсона. «Мистер пятикратный чемпион» в этом году лидировал в «Наскаре» больше других, выиграл свою вторую «Дайтону 500», свою четвертую гонку «Всех звезд» (больше него в истории это соревнование не выигрывал никто), а в конце года завоевал очередной титул и стал «Мистером шестикратным чемпионом».
Впереди осталось только двое. Оба – легенды, символы NASCAR, самые популярные и непревзойденные: Ричард «Король» Петти и Дэйл «Устрашитель» Эрнхард. Один царствовал в шестидесятые-семидесятые, другой наводил страх на конкурентов в восьмидесятые-девяностые. Каждый из них – символ своей эпохи.
В этом году Джонсон показал, что и его самого вполне можно считать символом – уже нашего времени.
Себастьен Леб
Девять титулов, 78 ралли и почти 900 спецучастков выиграл Себастьен Леб, а не его автомобили. Миф развеян: раллийные машины Citroen – не чудесные самовозки, а просто добротные тачки. Дани Сордо и Микко Хирвонен в этом году наглядно все доказали: чтобы побеждать на автомобилях с «двойным шевроном» на решетке радиатора, надо быть Лебом. До середины сезона постоянные пилоты Citroen не могли догнать по очкам проведшего всего три ралли Леба. Какие тут еще нужны объяснения?
При этом Леб не просто проехал четыре «любимые» гонки в WRC. Он погонялся за рулем кольцевого Porsche в Монако, создал сам себе команду в FIA GT и самое главное оторвался по полной на Pikes Peak, поднявшись на холм на две секунды быстрее, чем счел возможным компьютер. На такое не способен хладнокровный и расчетливый чемпион. На такое способен только отвязанный фанат скорости и гонок.
Роберт Кубица
Если бы в конце февраля 2011 года вам кто-нибудь сказал, что Кубица станет чемпионом WRC2, вы бы приняли за сумасшедшего и самого Кубицу, и того, кто это сказал. Но сейчас Роберт завоевал раллийный титул одной левой – и в переносном, и почти в прямом смысле этих слов. Он выигрывал гонки с огромным отрывом, борясь не с другими пилотами, а с секундомером и собственным желанием ехать еще быстрее.
Кубица (пока) не может выступать в Формуле-1, но тем не менее, вполне мог выбрать для возвращения в спорт какой-нибудь из кольцевых чемпионатов. После тестов в DTM сомнений, что он все еще очень быстр, не осталось ни у кого. Но Роберт решился провести сезон в той дисциплине, которая едва не стоила ему жизни.
В следующем году слегка сумасшедшего поляка, похоже, ждет еще одна проверка на прочность – сезон в высшей категории WRC.
Себастьян Ожье
Надо отдать должное Ожье не только за прошедший сезон, но и за предыдущий. Запомнятся, конечно, девять его побед и сумасшедшее преимущество над остальными в году 2013-м. Запомнится и то, что именно ему – Ожье – посчастливилось стать первым чемпионом мира по ралли после Себастьена Леба. Но год, потраченный им «на подготовку», был, возможно, даже важнее, чем его чистая скорость.
В 2012-м Себ-младший учил Polo WRC ездить и успел с ним срастись. Яри-Матти Латвала – не самый медленный пилот на планете, но на фоне Ожье он смотрелся бледновато. Возможно, как раз потому, что француз был лучше знаком с автомобилем.
Кампания Ожье получилась идеальной. Он не только выиграл чемпионат, но и одержал верх в принципиальной дуэли с Лебом в тех четырех ралли, на старт которых решил выйти эльзасец. Счет по победам оказался равным, но «финал» остался за гонщиком VW.
Себастьян в 2013 году добрался до самых великих в списке рекордов Формулы-1.
Еще десять пилотов, которые были очень круты в 2013 году
Том Кристенсен. Выиграл в этом году свой девятый Ле-Ман, еще раз обновив рекорд, а также завоевал чемпионский титул WEC
Себастьян Феттель. Не все в 2013 году для Феттеля складывалось гладко. По крайней мере, одна из тринадцати его побед оставила скверный привкус. После Гран-при Малайзии он перестал быть «хорошим» мальчиком и по крайней мере на пару недель превратился в капризного и беспринципного. В книгах, которые будут написаны про Феттеля, гонке в Куала-Лумпуре будут посвящены отдельные главы: именно в ней он показал, что свои личные интересы готов поставить выше интересов коллектива. Проигнорировав приказ с командного мостика, Себ обогнал в борьбе за победу Марка Уэббера.
На специально созванной по такому случаю конференции в рамках Гран-при Китая Феттель рвал и метал, раскидываясь сильными фразами, общий смысл которых сводился к одному: «Я гонщик, и отказываться от победы не готов ни при каких обстоятельствах».
Регулярно слушать свист в свой адрес, стоя на высшей ступени подиума, Себ начал именно после гонки в Куала-Лумпуре.
Марк Уэббер – жертва Себастьяна Феттеля. В случае с Гран-при Малайзии – жертва его вероломности, но во всех остальных случаях – его скорости. Если Феттель показал себя «плохим» мальчиком в Куала-Лумпуре, то Марк по ходу всего остального года был «мальчиком для битья». В тех гонках, в которых у Марка с техникой все было в порядке, он был просто медленнее напарника.
Энди Приоль. Британец, превративший сначала европейский, а потом и мировой туринг в собственную игровую площадку, второй год не похож на себя. Последние годы в WTCC Энди говорил о том, что ему уже неинтересны эти маломощные машины, что он ищет новый вызов в чемпионате с большей конкуренцией. Что ж, DTM дал ему и вызов, и более мощные машины. И Приоль не справился.
В свои 39 он был самым возрастным пилотом серии. Если не получится и на этот раз, то карьере англичанина уже ничто не поможет, ведь в гонках на выносливость Приоль выступал неоднократно, в том числе и за рулем куда более серьезной техники, чем Z4 GT3.
Микко Хирвонен. Сейчас даже сложно поверить, что в начале года котировки на победу Микко Хирвонена в нынешнем сезоне WRC принимались по самым низким коэффициентам. Его ведь и правда считали фаворитом первенства после ухода Леба!
В этом году Хирвонен лишь подтвердил – он не умеет справляться с давлением.