Выжить в автобусе можно только чудом. Настоящий, большой, междугородний автобус – это подвиг водителя и героизм пассажиров, регулярно отмечаемых посмертной статистикой ДТП.
И хотя автобусные парки имели право готовить своих водителей, минуя категорию С, на маршрут водителя выпускали после длительной учебы и долгой стажировки, а на межгород после еще одного обучения. При всеобщей скудной оплате труда в автобусном парке зарплаты были выше остальных. Два-три года каторги по тяжелейшему графику и человек уезжал на свою малую родину за рулем красивой мечты, недосягаемой остальной деревне. Но в городе хотя бы нет скоростей и тяжелейший труд выжимал соки, ставя эксперимент на выносливость, но не истощал нервную систему страхом гибели.
Выжить за рулем междугороднего автобуса, даже самого современного, позволяют в основном качества человека, а не техники. И, увы, автобус редко бывает маленьким. По размерам он все ближе к вагону и управлять им трудно на любой скорости, но уж на трассе это сродни чуду. Удержать 12 метров и 11 тонн, с пассажирами все 16 тонн, после 30 км/ч очень трудно, а после 100 км/ч можно только в случае, если все ангелы хранители успели договориться между собой и броситься на помощь. После 120 км/ч ангелы уже не успевают… Инженеры об этом помнят и потому именно на междугородних автобусах дебютируют самые современные системы и решения безопасности.
В странах с ровными дорогами, высокими зарплатами, неспешным движением и всеобщей ценностью жизни междугородние автобусы, вкатившиеся в XXI век с компоновочной схемой, больше подходящей для печки под управлением Емели, падают под откос не каждый день и почти всегда достигают цели, никого не убив в дальней дороге. В России, Турции, Таиланде, Пакистане, Индии автобусы бьются ежедневно. Что никого не удивляет, считается нормой и лишь пополняет статистику смертей.