Автомобильные диски часто привлекают внимание гораздо большее, чем сам автомобиль. Современные материалы, дизайн, иногда поражающий воображение... От их работоспособности зависит плавность хода машины, ее управляемость, в конечном итоге, создание или избежание аварийной ситуации на дороге.
В то же время это именно та часть колеса, которая наиболее часто страдает от различного рода ударных нагрузок, возникающих при наезде на препятствия, попадания колес в ямы, при преодолении неграмотно уложенных «лежащих полицейских». Именно поэтому они требуют от владельца внимательного отношения, ухода и, при необходимости, своевременного ремонта.
Наиболее распространенным повреждением считается деформация диска, потеря им нормальной геометрии, возможно, даже малозаметная на глаз. Такое повреждение может проявиться в виде вибрации, нарушения герметизации резины, дискомфорта, ощущаемого при движении. Эти явления в последствие могут привести к износу подвески, рулевой колонки или ступицы колеса, а увеличение нагрузок на высоких скоростях - к их разрушению.
Нарушение геометрии
При изменении нормальной формы автодиска возникают биения, которые можно разделить на три вида:
- Радиальное биение это нарушение формы окружности, при котором происходит отклонение реального центра поверхности от оси вращения. Чаще всего так получается вследствие прямого удара о препятствие.
- Осевое биение называют обычно «восьмеркой» и является оно следствием бокового удара.
- Естественно, бывают и комбинированные биения.
Практически любые вовремя замеченные нарушения геометрии можно исправить на соответствующем для каждого типа диска оборудовании. Разница в технологиях устранения деформаций главным образом определяется разницей в свойствах материала, из которого изготовлены изделия. Сталь пластична, легко поддается восстановлению даже после сильного удара. Алюминиевые сплавы обладают более высокой прочностью, но достаточно хрупкие, при сильном ударе могут возникнуть трещины и сколы.
Устранение нарушения геометрии
В любой шиномонтажной мастерской, прежде всего, проводят диагностику и определяют, в зависимости от типа диска, способ ее устранения. Используется для этого специальный стенд, на котором проверяется как колесо в собранном виде, так и диск отдельно. После проведения диагностики, исправление проводится на стендах прокатки для стальных штампованных дисков или правки - для литых.
- Подробнее об особенностях ремонта дисков различных типов: литых, кованых, составных, стальных штампованных...
Прокатка
Штампованный диск устанавливают на планшайбе прокатного станка и закрепляют при помощи пазов и болтовых соединений. Система роликов, соответствующим образом настроенная для выправления деформаций, воздействует на поверхность и плоскости изделия, постепенно возвращая ему изначальную форму.
Операция достаточно простая, однако при этом надо учитывать, что роликами снимается хоть и очень небольшая, но часть металла, ухудшая, в некоторой степени, эксплуатационные характеристики.
- О прокатке подробнее...
Правка
Из-за относительной жесткости и хрупкости алюминиевых сплавов прокатывать легкосплавные диски избегают. В случае подобного воздействия структура алюминия нарушается, возникают внутренние напряжения, могущие привести к разрушению. Поэтому вместо проката применяют правку.
Основным элементом станка для работы с литыми или коваными дисками является гидравлический пресс с различными насадками. Цилиндр гидравлического пресса устанавливают против выправляемого места и, тщательно дозируя нагрузку, устраняют деформацию. Стенд может быть оснащен несколькими гидроцилиндрами с процессорным управлением. Современные стенды соединяют функции правки и прокатки, имеют процессорное управление, указатель биений для контроля над всеми операциями, дисплей для вывода графической и цифровой информации о ходе исправлений.
- О правке подробнее...
После восстановления геометрии автодиск направляется на балансировочный стенд, после его балансировки колесо «обувается» в резину, окончательно проходит балансировку и становится готовым к эксплуатации. Остается только добавить, что во избежание последствий в виде некачественного ремонта, для устранения деформации дисков оптимально обращаться на станции технического обслуживания, имеющие современное оборудование и квалифицированных мастеров.