Поправки в федеральный закон о госзакупках, ограничивающие стоимость автомобилей при покупке и аренде для чиновников, были внесены в Госдуму в июле текущего года парламентариями — членами ОНФ Ольгой Тимофеевой, Виктором Климовым и Вячеславом Лысаковым. Законопроект единодушно одобрили все члены профильного комитета по земельным отношениям и строительству и Совет Федерации. Сегодня документ принят Госдумой в первом чтении.
Согласно внесенным поправкам, чиновникам нельзя будет покупать и арендовать автомобили дороже 3 млн руб. Автомобили в пределах такой стоимости могут приобретать руководители крупных ведомств, чиновники федерального уровня, главы субъектов. Все остальные государственные служащие, в том числе региональные представители власти, могут ограничиться покупкой автомобиля стоимостью до 1 млн 200 тыс. рублей.
В пояснительной записке авторы отмечают, что изменения приведут к повышению эффективности расходования бюджетных средств и средств отдельных видов юридических лиц.
«Это универсальная норма для всех начальников, – уточнил депутат Вячеслав Лысаков. – Ограничения не распространяются только на закупку технического спецтранспорта. Вкупе с существующим законодательным запретом на приобретение товаров с излишними потребительскими свойствами это будет действенной нормой».
Определить предельную стоимость в 3 млн помог анализ автомобильного рынка, стоимость и качество автомобилей, их потребительские свойства и представительские функции экспертами. По мнению авторов законопроекта, более подробная градация должна существовать, начиная с муниципального уровня, а регионы должны сами ограничивать стоимость авто для чиновников.
Депутаты уверены, что нужно принимать закон как можно скорее. Причина тому – расточительность чиновников в регионах. Как показывает мониторинг антикоррупционного проекта ОНФ «За честные закупки», многие регионы, в том числе и дотационные, позволяют себе тратить бюджетные деньги на суперавтомобили.
«Пока мы эти ограничения не поставим, чиновники будут, несмотря на здравый смысл, при полном отсутствии совести и даже инстинктов самосохранения, приобретать дорогие транспортные средства. Лидером по роскошным закупкам стал «мерседес» стоимостью 8 млн рублей, заказанный для правительства Сахалинской области», – считает один из авторов инициативы.
Лысаков рассчитывает, что на региональном уровне в предложенном законопроекте увидят «реальную возможность самостоятельно, на уровне региона, устанавливать верхний предел стоимости машины для чиновника, не только не выходя за пределы общей планки в 3 млн рублей, но и понижая ее в соответствии с финансовыми возможностями региональных бюджетов».
«Наконец-то мы смогли прийти к общему пониманию необходимости ограничить чиновничьи аппетиты», – заявил депутат Госдумы, глава Центральной ревизионной комиссии ОНФ Вячеслав Лысаков перед рассмотрением законопроекта в первом чтении.
По словам депутата, ко второму чтению есть необходимость подправить некоторые моменты с учетом мнений региональных активистов ОНФ.
К примеру, в заключении профильного комитета говорится: «Из формулировки положений законопроекта об установлении ограничения закупки, предусматривающей заключение договора аренды легкового автомобиля, не ясно, имеется ли в виду ограничение стоимости договора аренды или рыночной стоимости арендуемого легкового автомобиля».
Отметим, что ранее подобные инициативы уже рассматривались. Предложение депутатов Госдумы от КПРФ об ограничении стоимости автомобилей, покупаемых для чиновников за счет налогоплательщиков, сделанное пару лет назад, вызвало критику со стороны Министерства экономического развития России. Авторы поправок коммунисты Владимир Никитин и Александр Куликов предлагали ограничить покупку служебных автомобилей чиновниками за казенный счет свыше 1 миллиона рублей. Минэкономразвития опубликовало на своем официальном сайте проект отрицательного отзыва правительства на внесенные в Госдуму поправки к закону о госзакупках, обнаружив в нем массу недостатков.
«Закупка дорогостоящих автомобилей с учетом более длительного срока их эксплуатации в ряде случаев может потребовать меньше расходов средств бюджета, чем более частый ремонт и замена дешевой техники», – говорится в отзыве на законопроект.
Кроме того, по мнению министерства, сумма в миллион рублей «носит субъективный характер». В документе также отмечается, что внесение таких поправок не решает проблему в комплексе, поскольку чиновники покупают для рабочего пользования многие другие дорогостоящие товары.