Все законодательные инициативы, направленные на упрощение процедуры оформления мелких аварий, могут быть нивелированы последним предложением Российского союза автостраховщиков (РСА). Дело в том, что РСА планирует минимизировать риски мошенничества с помощью введения спутникового мониторинга. Отбор операторов спутниковых систем, данные которых которые должны будут использоваться при оформлении ДТП без участия сотрудников ГАИ по процедуре европротокола, уже объявлен.
«Такое впечатление, что нас готовятся круто обмануть. Я беру законопроект об изменении ОСАГО, где четко указывается, что европротокол вводится в четырех регионах. Для оформления аварии водителям необходимо указать точное местоположение транспортных средств и произвести фото- или видеосъемку места ДТП. При этом ни о каком навигационном оборудовании речь не идет», – заявил в беседе с корреспондентом Autonews.ru генеральный директор «ГлавСтрахКонтроля» Николай Тюрников.
По мнению эксперта, задача, которую преследует РСА, заключается в лоббировании требований, которые сделают невозможным использование европротокола. «В документе указано, что от РСА никаких дополнительных расходов не потребуется. Таким образом, человеку скажут, что нужно установить за 30 тысяч рублей оборудование, которое мы отобрали от наших поставщиков», – добавил Тюрников.
В самом РСА инициативу объяснили тем, что она поможет популяризовать упрощенную процедуру оформления ДТП. По словам президента Российского союза автостраховщиков Павла Бунина, на сегодняшний день только 8% водителей используют возможность оформления ДТП по упрощенной схеме. «Подобная ситуация объясняется в числе прочего тем, что водители часто не уверены, что смогут верно зафиксировать все обстоятельства аварии и получить страховую выплату. Применение навигационного оборудования позволит достоверно фиксировать и реконструировать обстоятельства ДТП и, безусловно, будет способствовать увеличению интенсивности использования процедуры Европротокола», – сообщил президент РСА Павел Бунин «Российской газете».
Впрочем, по мнению экспертов, низкая популярность европротокола среди водителей заключается в боязни не получить компенсации от страховой компании. При этом если переработать сам механизм, то упрощенная система получит большую популярность.
«Страховщики боятся европротокола, потому что им мерещатся мошенники. Они хотят убить европротокол полностью, исказить саму идею так, чтобы люди не могли им пользоваться. При этом граждане и полиция заинтересована в упрощении процедуры. Но водители боятся, что их просто «кинет» страховая. Новая инициатива направлена как раз на то, чтобы усложнить механизм получения выплат», – считает генеральный директор «ГлавСтрахКонтроля».
Судя по всему, это лишь вершина айсберга. По мнению вице-президента Коллегии правовой защиты автовладельцев Владимира Александрова, европротокол не работает из-за отсутствия соответствующих изменений в ПДД. По его мнению, люди боятся случаев, когда второй участник аварии заявит об оставлении места аварии, что автоматически определит виновника ДТП.
«Сейчас нецелесообразно увеличивать суммы выплат по европротоколу. Нужно, прежде всего, изменить саму систему и заставить ее работать. Сейчас если вдруг кого-то из водителей не устроит какой-то из моментов в процедуре самостоятельного оформления аварии, он обратится в полицию», – отметил Александров, добавив, что у его знакомых уже были подобные случаи.
Однако даже совершенный механизм работы европротокола, по мнению эксперта, не решит проблему пробок в Москве – то, ради чего он и был запущен. «На мой взгляд, по большей части пробки в Москве не связаны с мелкими ДТП. Проблема заключается в самой организации дорожного движения», – заявил Александров.
Поправки в закон об ОСАГО рассмотрят в Госдуме уже 22 октября. Согласно документу, предлагается существенно увеличить лимиты выплат по страховке. В частности, со 160 до 500 тысяч рублей – в качестве компенсации вреда жизни и здоровью потерпевшего, и с 120 до 400 тысяч рублей – за возмещение вреда, причиненного транспорту. Европротокол же будет безлимитным в четырех регионах: Москве и Московской области, Санкт-Петербурге и Ленинградской области.