Вчера, 17 января, в ДТП в России погибло 32 человека .16 января погибло 26 человек. 15 января погибло 28 человек.
За неделю с 8 по 14 января на дорогах России погибло в ДТП 219 человек. За первую неделю нового 2018 года – 255 человек.
Представьте, что в России каждую неделю разбивается большой лайнер, и все его пассажиры погибают. В год таких катастроф набирается 52. 52 больших пассажирских самолёта в год. Но об этих катастрофах почти не пишут СМИ, не высказываются чиновники, мэры и губернаторы не объявляют траурные дни.
На дорогах России гибнет в 10 раз больше людей, чем в некоторых развитых странах. Статистика жуткая, но мы перестали обращать на неё внимание. Для нас количество смертей в ДТП давно превратилось в рутину.
Если вам суждено умереть не своей смертью, то вы, вероятнее всего, умрёте на дороге или на пешеходном переходе. Вам даже необязательно нарушать правила: достаточно просто выйти на улицу.
При этом большинства этих трагедий можно было бы избежать, если бы у нас научились правильно проектировать улицы. Если вы посмотрите на то, как спроектированы улицы в Лондоне, Берлине, Париже, Амстердаме, то вы сразу обратите внимание на то, насколько там безопаснее гулять, ездить на велосипеде, переходить дорогу. Водители ездят спокойнее, правила нарушают намного реже…
А сейчас я хочу познакомить вас с сюжетом телеканала «Москва 24». Этот канал не является иностранным агентом, его не спонсируют враги России – это канал, который открыла мэрия Москвы, чтобы информировать москвичей о том, что происходит в городе. Тем не менее, его корреспонденты с гордостью рассказывают о том, что у метро «Тёплый Стан» открыли новый подземный переход, а наземный уничтожили:
«Но пешеходы продолжают здесь ходить!» – удивляется репортёр. И тут же сам объясняет, почему так происходит: «Это кратчайший путь между двумя точками». А дальше ещё смешнее. Корреспондент уверяет нас, что «люди давно ждали подземный переход», а потом говорит, что они на его глазах перебегали дорогу и бегали от камеры. Когда репортёру всё-таки удалось кого-то поймать, ему объяснили, что так удобнее и быстрее, а в подземный переход тяжело спускаться.
Вот это да! Так ждали подземный переход, что продолжают пользоваться «отменённым». Вот пешеходы-то какие неправильные пошли! Даже на кадрах «Москвы 24» видно, сколько народу перебежало улицу только за то время, пока вещал репортёр.
К сожалению, это не единичный случай, такое происходит по всему городу.
С развитием программы «Моя улица» в город начали возвращаться зебры. Я даже начал всем приводить в пример Москву : вот, мол, смотрите, европейский город, нормальные переходы появляются!
Появилась зебра около Курского вокзала, на Верхней Сыромятнической улице, появилась зебра около метро «Красные Ворота».
Но, как мы видим, зебры начали стирать, а переходы убирать.
Стёрли зебру у метро «Курская» и у «Красных Ворот».
Я спросил у ЦОДД, что происходит, с чем это связано. В ЦОДД мне ответили, что зебры как-то негативно влияют на дорожную ситуацию, у водителей возникают конфликты с пешеходами, поэтому пусть пешеходы убираются обратно под землю.
Здесь мы возвращаемся к главной проблеме внеуличных переходов, то есть подземных и надземных. Они плохи прежде всего тем, что делают город недоступным для маломобильных граждан. Это не только инвалиды – это пожилые люди, мамы с колясками, пешеходы с чемоданами и сумками, люди с велосипедами. Таких людей в городе 20%. То есть пятая часть москвичей не может пользоваться подземным переходом.
Люди начинают меньше передвигаться по городу, отказываются от прогулок или просто походов в магазин лишь потому, что им физически тяжело перейти дорогу.
Российские города сейчас приспособлены для молодых, здоровых и успешных. Тех, кто может сесть в свой комфортный автомобиль и не обращать внимания на пешеходов, загнанных под землю. ГИБДД и ЦОДД делают для этого всё возможное.
Первая проблема порождает вторую: внеуличные переходы провоцируют пешеходов нарушать правила.
На этом месте обычно начинают сыпаться дружелюбные комментарии водителей: «Так им и надо!», «Кегли!», «Премия Дарвина!» и т.д. Прежде чем так рассуждать, представьте, что вашей пожилой маме понадобится сходить в магазин. И ей будет тяжело спускаться в переход, подниматься из него, а потом то же самое проделывать в обратном направлении.
Если вы обратите внимание на то, кто перебегает дорогу, вы обнаружите, что чаще всего её перебегают как раз пенсионеры, для которых спуск под землю – это изощрённая пытка.
Или это может быть, например, ребёнок.
В 2013 году мы с «Городскими проектами» изучили ситуацию на улице Свободы в Москве. Там был нерегулируемый переход недалеко от школы. В 2002 году на нём в очередной раз кого-то сбили, и власти решили построить шикарный надземный переход.
Естественно, это не помогло. Люди, в том числе и школьники, с завидным постоянством игнорируют надземный переход.
Только половина пешеходов пользуется им, а 47% перебегают дорогу, всякий раз рискуя здоровьем и жизнью.
Больше всего нарушителей в утренний и вечерний час пик, когда все спешат на работу и с работы.
Очень важно делать город безопасным. Проектировать улицы и пешеходные переходы так, чтобы они не провоцировали никого нарушать правила.
Когда вы строите в центре города многополосное шоссе без светофоров, не удивляйтесь потом, что водители на нём гонки устраивают.
Можете себе представить уличные гонки где-нибудь в центре Лондона или Амстердама? Нет! Там машины нормально едут, там можно спокойно гулять и не шарахаться от автомобилей. А у нас Садовое кольцо, Тверская, Моховая… Можно хоть «Формулу-1» каждый год проводить (да раньше и проводили, кстати). А потом мы узнаём, что столько пешеходов на улицах сбивают.
Хотел бы обратиться к ЦОДД. Дорогие враги москвичей! Люди, которые делают Москву опасной и неудобной, которые лоббируют интересы автомобилистов и которым совершенно плевать на пешеходов! Вместо того, чтобы сделать удобный и безопасный переход, вы сначала рисуете непонятную зебру, а потом кричите: «Смотрите, она небезопасна, она провоцирует пробки! Срочно убрать!»
Илья Варламов
Справка: Россия занимает первое место в мире по аварийности на дорогах.