Начинается очередной мотосезон. Для новичков, разумеется, первый вопрос: что выбрать?

фото

КАССИК

ЧОППЕР И КРУИЗЕР

СПОРТБАЙК

НЕЙКЕД

ТУРИСТ

ЭНДУРО

Ответ на него начинается с класса модели. Надо определиться, что вы хотите от своего байка. Так что прежде чем идти в мотосалон, надо иметь представление о существующих классах мотоциклов и о том, какой из них лично вам кажется ближе.

КЛАССИК

Классический мотоцикл по сути своей не менялся десятилетиями. Появились алюминиевые рамы, дисковые тормоза с AБС, впрысковые четырехтактные моторы. Но концепция классических байков осталась прежней. Прямая посадка за рулем, широкое удобное седло, выверенная высота и изгиб руля... Двигатели не претендуют на гоночные лавры, зато тянут в любом диапазоне оборотов, не заставляя водителя задумываться о тонкостях работы ручкой газа.

RoyalEnfiеldClassic 500

Достоин внимания возрожденный британский бренд «Royal Enfiеld». Модель «Classic 500» идеально вписывается в концепцию «как у дедушки». Одноцилиндровый двигатель мощностью около 30 «лошадок», простая вилка, свечная задняя подвеска, велосипедное седло на пружинах, узкие спицованные колеса и глубокие металлические крылья. Смотрится здорово, но такой байк – не для повседневной езды.

«Yamaha FZ8»

На каждый день, лучше присмотреться к японским мотоциклам. Надежные и неприхотливые, без особых изысков в дизайне; со стальными, реже алюминиевыми рамами; оснащенные рядными «четверками» объемом 400-1.400 куб. см. Из ярких представителей назовем «Honda CBF1000A». У этого аппарата литровый двигатель мощностью 98 л.с., мягкие подвески и удобная посадка с прямой спиной. Или «Yamaha FZ8»: оригинальный объем в 800 «кубиков» и многогранная фара, а в остальном это – бюджетный классик, причем с алюминиевой рамой. Италия представлена марками «Ducati» и «MotoGuzzi». У «Ducati» двухцилиндровый двигатель расположен вдоль, а у «MotoGuzzi» – традиционно поперек. Мелких различий в деталях масса, но принцип общий – соответствовать ретрообразу.

«Honda CBF1000A»

На них удобно мотаться по городу и путешествовать на небольшие расстояния. Правда, в вояжах следует соблюдать осторожность: защиты от ветра нет, да и привязанный сеткой к седлу багаж может потеряться.

«Ducati Monster»

Безусловно, хорош классический мотоцикл и для тех, кто умеет ездить, но никуда не торопится.

СОВЕТЫ ПЕРЕД СЕЗОНОМ

Торопиться не стоит. Из-за спешки недолго и мотоцикл разбить, и собственное здоровье угробить. Дело в том, за зиму противогололедные составы образовали на дорогах тонкую и очень скользкую пленку. Лучше подождать, пока эту «химию» смоют весенние дожди и дорожники. Кроме того, моторезина надежно работает лишь при температурах выше +100оС. По весеннему холодку покрышки не прогреваются до рабочих температур, а при холодном же асфальте это чревато падениями.




ЧОППЕР И КРУИЗЕР

Чопперы (от англ. сhop – рубить) появились в 50-е годы ХХ века в США и поначалу строились путем удаления от обычного байка всего ненужного – от крыльев до задней подвески. Заодно видоизменяли баки и вилки, увеличивая их длину и меняя угол наклона, а сверху все обильно покрывали хромом. Современные варианты чопперов отказались от «обрубленности» в техническом плане, но сохранили в стилистическом. Любимые поклонниками этого стиля V-образные «двойки» оснащаются балансирными валами и впрыском топлива, коробки передач теперь шестиступенчатые, вилки все чаще – перевернутые. Классический для чоппераhardtail (крепление заднего колеса без подвески) уступил место привычной схеме со свечной подвеской.

«Victory High-Ball»

В строительстве чопперов весьма преуспели американцы. А японцы сделали ход конем, предложив технику, схожую по идее с чоппером, но несколько иную конструктивно. Это круизеры. Первой ласточкой был «Yamaha V-max» 1984 года, оснащенный V-образной «четверкой» с заоблачной по тем временам мощностью в 145 л.с. Нынешние круизеры продолжают это направление. Они высокотехнологичны и могут похвастать приличной управляемостью.

«Honda VT1300CX»

Выделять какие-то модели чопперов не имеет смысла. Это почти вся линейка «Harley-Davidson», несколько мотоциклов «Victory», в том числе новичок 2012 года «High-Ball». Можно присмотреться и к прошлогоднему дебютанту «Honda VT1300CX».

Чопперы несложны в управлении. Они подойдут и новичкам, и матерым байкерам. Но, выбирая такой мотоцикл, придется принести некоторые жертвы стилю. К примеру, ездят на нем, вытянув вперед руки и ноги. На плохом асфальте не все ладно с комфортом опять же из-за специфической посадки. К тому же длинная колесная база и низкий центр тяжести не добавляют удобства маневрирования на низких скоростях. Но со стороны смотрится круто. А самое удобное в этом классе – низкое седло. Именно поэтому чопперы или круизеры часто выбирают девушки.




СПОРТБАЙК

МОЩНЫЕ скоростные аппараты для обычных дорог. В чемпионате «World Superbike» гоняются точно такие же, по крайней мере с виду. Литровые двигатели мощностью под 200 л.с., алюминиевые рамы, полностью регулируемые подвески, цепкие дисковые тормоза… К тому же на рубеже XX и XXI столетий почти все бренды перешагнули магический рубеж в 1 л.с. на 1 кг веса мотоцикла.

«Ducati 1199 Panigale»

На сегодняшний день спортбайки – едва ли не самый востребованный класс. И если японцы после кризиса пока не показали чего-то нового, то итальянцы выдали на-гора две модели – «Ducati 1199 Panigale» и «MV Agusta F3». Последний вообще уникум: его трехцилиндровый рядный двигатель объемом 675 «кубиков» выдает 128 л.с. при 14 400(!) об/мин. Плюс регулируемые подвески, отменные тормоза…

Но при выборе подобной модели надо отдавать себе отчет, что спортбайк подходит только для опытных водителей. Новичку за руль лучше не садиться. Во-первых, «чайник» просто не поймет всех конструкторских изысков, а во-вторых, избыточная мощность при неумении ей управлять – это бомба замедленного действия. Авария произойдет неизбежно. К тому же и посадка с сильным наклоном вперед постоянно держит водителя в напряжении. Да и в городе на «спорте» негде развернуться.

СОВЕТЫ ПЕРЕД СЕЗОНОМ

Готовясь к сезону, не забудьте уделить внимание тормозам. В обязательном порядке осмотрите тормозные магистрали, проверьте уровень износа колодок и непременно замените тормозную жидкость. Мотоцикл в этом отношении требовательнее автомобиля – при отказе тормозов на переднем колесе вам вряд ли удастся избежать аварии.




НЕЙКЕД

ЭТОТ тип мотоцикла по сути своей – голый (naked в переводе с англ. – обнаженный) спортбайк. Как правило, такие аппараты строят вокруг дефорсированного двигателя от спортбайка, экономя на всем избыточном. Нейкеды лишены пластика, который может пострадать при падении, дорогостоящих регулируемых подвесок, гоночных тормозов. Раму делают попроще, но повыносливее; часто меняют алюминиевые маятники на упрощенные версии. На выходе получаются очень быстрые мотоциклы с гоночными генами, но без лишних в городе дорогих спортивных атрибутов. Соответственно, они гораздо дешевле спортбайков.

«Honda CB1000RA»

Нейкед, как и классик, призван обеспечивать максимальное удобство водителю. Но подвески у него жестче, управление острее, да и двигатели с характером. Средняя кубатура без проблем подойдет водителям любого уровня, а вот литровые аппараты ориентированы на опытных пользователей. Зачастую эти байки почти так же остры в управлении и мощны, как «спорты», а значит, от водителя требуется предельная концентрация и приличные навыки.

«DucatiStreetfighter»

Одним из самых красивых и быстрых нейкедов современности можно считать «Ducati Streetfighter». Стильный мотоцикл оборудован двухцилиндровым двигателем мощностью 155 л.с.

С этого года доступна и модель уровнем пониже – «Streetfighter 848». На их фоне нейкеды, построенные на базе японских спортбайков, выглядят, так сказать, бюджетно. Но сами по себе весьма неплохи. Скажем, мотор «Honda CB1000RA» развивает 125 л.с.

СОВЕТЫ ПЕРЕД СЕЗОНОМ

Нелишне проверить и состояние подвесок (это лучше доверить специализированому сервису). Характеристики масла в вилке не безграничны, и его лучше менять один раз в два-три года. Обязательно надо проконтролировать надежность сальников – внезапная потеря масла из-за протечки сильно повредит управляемости байка. Непременно следует очистить и смазать цепь, проверить ее натяжение. Если у вашего байка нет приводной цепи, то внимательно осмотрите приводной ремень или крестовины карданного вала. Обрыв цепи, ремня или поломка кардана с высокой долей вероятности приведет к падению и травмам.

Помимо технической части обязательно перед выездом на дороги (особенно в часы пик) освежите свои навыки. Ведь многие из нас не сидели за рулем мотоцикла больше полугода. Совсем нелишне восстановить скорость реакции. В такой осторожности нет ничего зазорного. Это ваша безопасность. Покрутите «восьмерки», восстановите навыки контрруления, экстренного торможения, движения на малой скорости. А новичкам советую дополнительно взять пару уроков у опытного инструктора.



ТУРИСТ

В 1974 ГОДУ «Honda» представила первый «GoldWing» – мотоцикл, который многое заимствовал у автомобиля. Четырехцилиндровый «оппозит» был отлит заодно с картерными деталями с тонкими чугунными гильзами, между которыми оставались каналы для жидкости системы охлаждения. На этом байке японцы впервые установили карданный вал. Второе поколение «Золотого крыла» щеголяло задней пневмоподвеской, а вдобавок мотоцикл одели в пластиковые облицовки и оснастили багажными кофрами. С тех пор развитие не прекращалось – подрастал объем двигателя, видоизменялась конструкция шасси. Для пассажира установили не просто удобное седло, а что-то вроде царского дивана. В базовой версии появилась регулируемая пневмоподвеска и бортовой компьютер, а в 2000 году модель получила новую раму и шестицилиндровый двигатель. Когда «Gold Wing» называют «половиной автомобиля», это звучит почти всерьез.

«Honda Gold Wing»

В прошлом году BMW выпустила шестицилиндровый туристический люксовый мотоцикл «K1600GTL». Но при всей своей высокотехнологичности «баварец» тоже пока не затмил яркий блеск «Золотого крыла».

«Туристы» – самые комфортабельные представители двухколесной техники. Эргономика оттачивалась годами, ходовые характеристики выше всяких похвал. Но имейте в виду: эти монстры созданы для дальних вояжей по хорошим дорогам, а вот в городе на них «ловить» нечего. Габариты не позволяют с легкостью прошивать поток транспорта, а вес под 400 кг не добавляет уверенности при маневрировании на малых скоростях.

«BMW K1600GTL»

Общий совет: при покупке внимательно изучить байк в салоне, посидеть на нем, примерить комфортабельность и удоство пользования многочисленными «наворотами» к своим потребностям и характеру. Обидно купить столь дорогой мотоцикл, в котором после сотни километров пробега начнет раздражать какая-нибудь мелочь. А впрочем, это относится и к другим классам...

СОВЕТЫ ПЕРЕД СЕЗОНОМ

Прежде чем выезжать на дорогу, убедитесь, что покрышки у вашего байка в полном порядке. Ведь уже через два-три сезона эксплуатации резина начинает стареть и терять эластичность. И это не всегда заметно с первого взгляда. Например, на чопперах или круизерах шины изнашиваются не так сильно, как на спортбайках, и владельцы этих мотоциклов порой не замечают старения покрышек. Проверкой давления и замером остаточной высоты протектора не обойтись. Обязательно надо осмотреть покрышки на предмет мелких трещин. Если они появились, колеса надо заменить. Рекомендуем избавиться и от покрышек, с даты производства которых прошло более пяти лет (как правило, месяц и год производства выбит на боковине колеса рядом с типоразмером).



ЭНДУРО

Мотоцикл для удобных путешествий. Легкие эндуро можно порекомендовать любому мотоциклисту, как опытному, так и новичку. Кроме того, такую модель неплохо иметь в своем гараже в качестве второго байка.

Тяжелые же эндуро вроде «BMW R1200GS» или «KTM 990» требуют хорошей подготовки и отличной физической формы.