Основным элементом шины является покрышка – прочная резино-кордовая оболочка, обеспечивающая сцепление с дорожным покрытием и воспринимающая тормозные и тяговые усилия. В конструкции покрышки имеется каркас, протектор, боковины, брекер и борта.
В состав шины входит также пневматическая камера – резиновая труба в виде тороида, снабженная вентилем.
Бескамерные шины не имеют отдельной пневматической камеры, в них воздух нагнетается непосредственно в герметичной конструкции покрышку.
Главной силовой частью шины является ее прочный каркас, воспринимающий все виды механических нагрузок, как со стороны дорожного полотна, так и со стороны двигателя автомобиля и его тормозной системы. Основной функцией каркаса является обеспечение механической целостности шины и сохранение ее амортизирующих свойств. Каркас шины выполняется из нескольких слоев корда. Шины различной конструкции и назначения, изготовленные под различное давления воздуха, могут иметь от одного слоя корда (для легковых автомобилей) до шестнадцати (для грузовиков, тракторов и т.д.).
Брекер – элемент шины, выполненный из нескольких слоев корда и располагающийся между протектором и каркасом шины. Этот промежуточный элемент предназначен для усиления механической связи между протектором и каркасом. Он также препятствует отслоению каркаса под влиянием центробежных сил, смягчает удары и служит дополнительной защитой для каркаса. В брекере волокна корда соседних слоев расположены под углом друг к другу, т.е. пресекаются в шинах любой конструкции.
В соответствии с используемым материалом корда, шины могут быть с текстильным брекером или стальным, а если металлокорд использован и в каркасе, то шины называют цельнометаллокордными.
Протектором называют массивный наружный резиновый слой покрышки. Протектор снабжается рельефным рисунком, представляющим собой чередование канавок и выступов – «беговой дорожкой». Рисунком протектора определяется возможность использования шины в тех или иных дорожных или погодных условиях. От механических свойств протектора зависит стойкость шины к износу, степень сцепления с дорогой и уровень, создаваемых при движении, вибраций шума.
Плечевой зоной называют переходную часть протектора между боковиной и беговой дорожкой. Эта зона обеспечивает шине боковую жесткость, она берет на себя некоторую долю боковой нагрузки и повышает степень соединения каркаса шины с протектором.
Боковина шины – это зона, расположенная между плечом и бортом. Боковина представляет собой относительно тонкостенную конструкцию из эластичной резины. Она защищает боковую часть каркаса от механических повреждений и влаги. На боковину шины наносится вся необходимая информация по ее маркировке.
Бортом шины является ее жесткая часть, предназначенная для крепления на колесном диске. В случае бескамерной шины, борт обеспечивает еще и герметичность.
В основе своей борт имеет обрезиненное кольцо, выполненное из стальной проволоки. Проволочное кольцо борта обернуто слоем корда и имеет в своем составе резиновый наполнительный шнур круглого или иного сечения.
Стальное кольцо обеспечивает прочность борту, тогда как наполнительный шнур – эластичность перехода от гибкой боковины к жесткому кольцу борта.
Наружная сторона борта закрыта лентой из корда или прорезиненной ткани, которая защищает борт от истирания о колесный диск и повреждений при монтаже колеса.
Колесный диск (обод колеса) представляет собой кольцеобразную конструкцию из металла. Размеры дисков принято измерять в дюймах. Конструкции и классификацию колесных дисков в рамках данной статьи мы рассматривать не будем.