Хотя самыми распространенными в механике являются подшипники качения, нашли свою нишу использования и их аналоги, работающие по принципу скольжения.
Конструктивно такие механизмы состоят из полого вала и втулки, промежуток между которыми заполнен смазкой. Все параметры таких устройств рассчитываются очень тщательно. От величины того же зазора зависит эффективность работы механизма. Это предъявляет высокие требования к точности процесса производства, что способствует увеличению цены изделия.
Неблагоприятно влияет на стоимость и использование цветных металлов, а также повышенные требования к виду и качеству смазки. Несмотря на все перечисленное, подшипник скольжения занимает свою законную нишу в механике, где его попросту неспособен заменить аналог, работающий по принципу качения.
Классификация подшипников скольжения
Основная классификация подшипников скольжения проводится по типу смазочного материала, который используется в устройстве. В этом отношении различают следующие виды:
- Жидкостная разновидность. Как понятно из названия, в качестве смазки используются различные виды жидкости. Преимуществом такого подхода является отсутствие непосредственного контакта между деталями устройства. Это благоприятно сказывается на сроке службы из ощутимо уменьшает износ. В некоторых случаях допускается частичный и непостоянный (непродолжительный по времени) контакт, но такого положения дел стараются всячески избегать. Жидкости не обладают достаточными амортизационными характеристиками, чтобы нивелировать провоцируемые контактом разрушения.
- Граничный вариант. Он подразумевает почти полный или достаточно продолжительный по времени контакт между составляющими устройства. Соприкосновение может происходить по всей площади или только на отдельных ее участках.
- Газовый тип. Конструкция таких устройств вообще не предусматривает контакта между деталями. Это благоприятно сказывается на сроке эксплуатации. Недостатком такого подхода являются высочайшие требования к качеству изготовления. Самым важным из них является полная герметичность, что очень сложно реализовать на практике. Такие нюансы просто не могли не сказаться на стоимость газовых подшипников в сторону ее существенного роста. Однако, несмотря на высокую себестоимость, им находится оправданное применение.