Подделок и нелицензионных копий в истории автомобильных компаний было куда больше, чем может показаться. Отличились в этом плане не только китайские, но и отечественные предприятия. Авто@Mail.Ru вспоминает самые громкие случаи пиратства в автопроме.
Советские пираты
Начиная с середины 60-х годов советские машины создавались с прицелом на экспорт, поэтому все разработки проходили патентную экспертизу на предмет нарушения чужих авторских прав. Но до этого отечественные конструкторы без особого стеснения повторяли дизайн успешных зарубежных моделей, а также заимствовали отдельные узлы и агрегаты. Порой копии создавались бездумно, и инженеры не до конца понимали смысл тех или иных решений. Это очень похоже на то, что мы видим сегодня в работах китайского автопрома.
К таким примерам можно причислить появившиеся в годы Великой Отечественной войны «советские Виллисы» — ГАЗ-64 и ГАЗ-67. За образец был взят американский внедорожник Bantam BRC40, на основе которого создавался и легендарный Willys MB. Нарком тяжелого машиностроения Вячеслав Александрович Малышев распорядился копировать заокеанский образец настолько скрупулезно, что мосты, изначально взятые от ГАЗ-61, пришлось специально укорачивать, чтобы колея советского джипа совпала с колеей Бантама. Это, кстати, не давало никакого выигрыша в проходимости, а лишь усложнило разработку. Впоследствии, создавая ГАЗ-67, колею все-таки расширят.
Легенда гласит, что лимузин ЗИС-110, запущенный в производство в 1945 году, был так похож на американский Packard, потому что Сталин был поклонником этой марки. Историки автопрома впоследствии утверждали, что внешние кузовные панели не были точной копией — скорее, дизайн создавался «по мотивам». Но сходства тут, пожалуй, даже больше, чем у Lifan Smily и Mini.
Cиловая структура кузова и техническая начинка были нелицензионной копией тех или иных американских разработок. Машина оснащалась 6-литровой «восьмеркой», выдававшей 140 л.с., и требовала заправлять ее бензином А-70, что для СССР было экзотикой.
Про «Москвич-400-420», появившийся в 1946 году, известно, что он являлся фактически копией Opel Kadett образца 30-х годов. Известный советский автоисторик Лев Шугуров утверждал, что за неимением официальных чертежей советские конструкторы снимали размеры с деталей «живого» Опеля.
Компактный немецкий автомобиль, получивший вторую жизнь в Советском Союзе, — одна из первых отечественных моделей, предназначенных быть, в первую очередь, личным, а не служебным транспортом. За «Москвич-400-420» просили почти вдвое меньше, чем за «Победу»
Быть может, единственный пример, когда советские конструкторы сами стали жертвой плагиаторов, это «Победа». Как известно, она явилась родоначальницей новой тенденции в автодизайне, которой последовали несколько европейских и американских производителей. Советская пресса клеймила английский Standard Vanguard за схожесть внешнего вида. Однако про «Победу» тоже не скажешь, что это была полностью оригинальная разработка. Превознося эту модель, журналисты деликатно умалчивали о том, что ее передняя подвеска была почти точной копией узлов Opel Kapitan.
Дебютировавшая в 1946 году «Победа» смотрелась крайне эффектно для своего времени и отличалась отменной аэродинамикой (Сх=0,31). С технической точки зрения конструкция была самой передовой: например, «Победа» стала первой советской моделью с несущим кузовом
Сложно не заметить, что горбатый «Запорожец» ЗАЗ-965 своими характерными круглыми формами и компоновкой повторял Fiat 600. Этот автомобиль, призванный стать максимально доступным и массовым, навсегда вошел в историю и анекдоты под именем «Горбатый»
Появившийся в продаже в 1966 году ЗАЗ-966 относился к более высокому классу, чем «Горбатый». Растянувшийся в длину трехобъемный кузов смотрелся куда современнее, в салоне стало больше комфорта и простора. Прозвище «Ушастый», возникшее из-за характерной формы воздухозаборников, прилепится к модели надолго. Версия без «ушей» увидит свет лишь в конце 70-х
Однако надо отдать должное советским инженерам: они понимали, что осмысленное копирование рано или поздно должно превратиться в творческий процесс, и это даст импульс развитию своей инженерной школы. В общественно-политической жизни страны 70-е годы считаются эпохой застоя, а для советского автопрома это был, напротив, «золотой век». История вазовской «копейки» и последовавшая эволюция всего семейства тольяттинских автомобилей — это пример того, как чужие идеи получили развитие на новой почве, и для страны это был настоящий индустриальный прорыв.
Правда, случаи нелицензионного копирования происходили и позднее. При разработке «Москвича-2141» в качестве прообраза был выбран французский автомобиль Simca 1307/1308, созданный европейским подразделением «Крайслера» и заслуживший в Европе титул «Автомобиль 1976 года». Один из руководителей группы дизайнеров Игорь Зайцев вспоминал, что отечественные инженеры были оскорблены и унижены тем, что высокие чины из Минавтопрома приказали взять не просто идею, а примитивно скопировать автомобиль вплоть до «железа». Но приказ пришлось выполнять. Было закуплено несколько экземпляров французской модели. У одного отрезали переднюю часть, чтобы на его основе построить макет-агрегатоноситель. Другой разобрали, чтобы копировать узлы и агрегаты. Кузов отдали отечественным дизайнерам, чтобы прямо поверх него «лепить» стиль будущего «Москвича». По технической части автомобиль копировал некоторые характерные решения Audi 100. Например, не самую распространенную компоновку: продольное расположение двигателя в сочетании с передним приводом.
Ориентация на развитие своих разработок не помешала создателям «Таврии» скопировать основные сечения кузова Ford Fiesta. Также Lada Kalina вполне открыто разрабатывалась «по мотивам» Opel Corsa образца 90-х годов.
Грабеж по-китайски
Если в других странах автопроизводители подворовывали идеи друг у друга втихаря, надеясь, что никто не заметит, то компании из КНР грабят мировой автопром открыто, напоказ. Причем судебные разбирательства прошлых лет не останавливают пиратов и в наши дни. Все потому, что ни о какой неотвратимости наказания в Поднебесной не может быть и речи. Иски правообладателей остаются без удовлетворения, а власти негласно (а порой и гласно) демонстрируют: если иностранные компании не хотят быть изгнанными с такого выгодного для себя рынка, как Китай, то свои претензии им стоит держать при себе. Практически ни один автопроизводитель из КНР не избежал скандала по поводу нелегального копирования чужих идей.
Самым громким судебным процессом над китайскими автопиратами по сей день остается иск, поданный GM в 2003 году по поводу Chery QQ. То, что дизайн и конструкция Daewoo Matiz были украдены, едва ли у кого-то вызывало сомнения: китайская и корейская модели даже имели взаимозаменяемые детали. Тем не менее, Chery удалось избежать наказания, благодаря вмешательству в процесс крупных госчиновников, и в конце 2005 года с американцами было подписано мировое соглашение.
Chery QQ неплохо продается в развивающихся странах, так как является одной из самых дешевых машин в мире. Цены начинаются от $4 000
Дизайн Daewoo Matiz по какой-то причине пришелся особенно по вкусу китайской публике, и как минимум несколько компаний в настоящее время штампуют те или иные разработки в стиле этой корейской модели. На улицах Пекина можно встретить даже экзотичные трехколесные (!) Матизы, представляющие собой по сути мотороллеры, на которые навешаны пластиковые детали, имитирующие автомобиль. Ну а фирма Shandong Shifeng Group создала электромобиль в кузове, очень похожем на Matiz. Кстати, 1 февраля 2013 года эта модель, названная E-Car GD04B, вышла и на российский рынок.
Первая модель под маркой BYD — миниатюрный хэтчбек Flyer, который появился в начале «нулевых», — состоял из скопированных разработок Suzuki. Позднее продукция марки BYD еще не раз удостоится обвинений в плагиате. Например, продающийся сейчас в России седан гольф-класса BYD F3 имеет много общего с Toyota Corolla. А когда в 2008 году на смену BYD Flyer пришла модель BYD F0, мало кто из автомобильных журналистов удержался от прямых сравнений с Toyota Aygo.
В 2006 году в центре патентного скандала оказалась марка Great Wall. На нее подали в суд представители компании Fiat, утверждавшие, что компактная китайская модель Peri является не чем иным, как «Фиатом Панда», который подвергся «пластической операции». Надо сказать, что внешне эти машины не слишком схожи, и тем не менее в суде итальянцам удалось доказать, что в основе конструкции — именно их разработка. Суд наложил запрет на импорт Great Wall Peri в страны Евросоюза и обязал китайскую компанию выплатить «Фиату» 15 000 евро за первый ввезенный в Европу хэтчбек Peri и по 50 000 евро за каждый из последовавших.
Многие другие творения Great Wall сложно назвать оригинальными разработками. Модель Coolbear явно напоминает Scion xB, в облике хэтчбека Florid мы видим черты моделей Toyota Yaris и ist, у пикапов Sailor много общего с Isuzu Rodeo, а внедорожники Hover прежних поколений состояли в неофициальном родстве с Isuzu Axiom.
В 2008 году Lifan, ранее копировавший чужие разработки более-менее деликатно, прославился одним из самых запоминающихся творений в области автоплагиата. Речь, разумеется, о модели Lifan 320, которая в 2011 году вышла на российский рынок под именем Smily. Надо сказать, эта малолитражка вызывает неоднозначные чувства. С одной стороны, столь откровенное подражание стилю Mini — это, пожалуй, перебор. Причем культовую британскую машинку будто срисовывали нетвердой рукой: «поплыли» пропорции, исказились фары — все это режет глаз. Но, с другой стороны, все прочие модели в ценовой категории Smily (до 300 000 руб.) выглядят настолько бесхитростно и буднично, что «китайца» стоит признать самым эффектным исключением из общего правила.
В 2009 году марка Geely заставила всю автомобильную общественность обсуждать ее новую разработку, которую журналисты окрестили «китайским Роллс-Ройсом». В чем-то конструкторы из КНР попытались даже переплюнуть роскошь английского лимузина: так, в задней части салона вместо дивана было установлено лишь одно огромное кресло, похожее на своеобразный трон. Но в прессе больше обращали внимание на исключительное сходство кузова с Rolls-Royce Phantom. Годом позже китайцы представят Geely GE следующего поколения, который преобразится до неузнаваемости, но и эту разработку продолжат по инерции называть «китайским Роллс-Ройсом».
Японский фальшак
Индустрия Страны Восходящего солнца еще на рубеже XIX и XX веков не раз печально прославилась случаями промышленного шпионажа в самых разных отраслях — от сталелитейной до производства оптических линз, — и появившиеся позднее автомобильные предприятия не стали исключением. История марки Toyota началась с того, что компания, тогда называвшаяся Toyoda Automatic Loom Works, приобрела в 1934 году седан Chrysler Airflow, разобрала его и аккуратно скопировала основные решения.
Chrysler Airflow, запущенный в производство в 1934 году, был для своего времени передовой моделью. Это один из первых американских автомобилей, получивших обтекаемый кузов, отличавшийся пониженным аэродинамическим сопротивлением, что и отразилось в его названии (airflow — «воздушный поток»)
Как известно, в послевоенные годы японцы шли своим путем, планомерно развивая собственные разработки, и уже в 60-е годы страна вошла в тройку крупнейших автомобильных держав. Правда, дизайн не был сильной стороной автоконцернов этой страны, и те или иные стилистические ходы часто повторяли чужие разработки. Причем такие примеры можно найти даже среди моделей XXI века. Например, в облике Lexus LS третьего поколения, прямо скажем, многое напоминает Mercedes S-класса (особенно, вид сзади).
Ну а одним из самых курьезных примеров плагиата в истории автодизайна можно назвать внешность малолитражки Mitsuoka Viewt, появившейся в 1993 году. Доступная машинка получила «лицо» классических Ягуаров 60-х годов. При всей нелепости того, что под импозантной внешностью скрывалась начинка от Nissan Micra, эта модель задала новый тренд в японском автопроме. Вслед за малоизвестной компанией Mitsuoka более крупные марки стали создавать новинки в ретро-стилистике.
Вторсырье из Кореи
Корейцы долгое время придерживались такого принципа: пусть лучше дизайн будет безликим, чем нас обвинят в плагиате. Для страны, которая всегда ориентировала свой автопром на экспорт, подобная стеснительность по части дизайнерского пиратства вполне объяснима. Тем не менее, как минимум один прецедент неприкрытого копирования есть. Вышедший в 2002 году представительский седан Kia Opirus вызывал однозначные ассоциации с «Мерседесом» Е-класса, который будто бы отразился в кривом зеркале.