Многим в детстве, скорее всего, запомнилось описание "живых" дорог, встречающееся в произведениях братьев Стругацких - в частности, например, в их книге "Парень из преисподней".
В ней рассказывается, что в будущем люди научатся строить самодвижущиеся дороги, которые надолго станут не только основным видом транспорта на планете, но и помогут очистить её от отходов и восстановить экологию - они будут утилизировать из атмосферы и из грунта все лишнее, опасное и вредное.
К сожалению, сегодняшние технологии пока не позволяют создать "текущие" дороги, которые очищали бы окружающую среду - это, видимо, удел довольно далекого будущего. Однако человечество, кажется, уже стоит на пороге создания дорог, которые будут давать электроэнергию!
Во всяком случае, так считают израильские инженеры из компании Innowattech, создавшие проект дорожного полотна, которое может генерировать электричество. Сама по себе идея не нова - точно по такому же принципу работают небольшие генераторы, дающие энергию при надавливании, которые встречаются в бытовой технике - их электричества вполне хватает, чтобы питать любой приборчик размером с диктофон: световые указки, приемники, фонарики и т.д. По сути, новое изобретение также представляет собой большую систему пьезоэлектрических генераторов, преобразующих энергию давления проезжающих по ней машин в электричество.
Как считают авторы, проект имеет неплохие шансы на внедрение, благодаря следующим положительным качествам: экологической чистоте, всепогодности, отсутствию потребностей в дополнительного пространства и т.д. Вырабатываемую электроэнергию планируется пустить на обеспечение потребностей самой дорожной системы - на ее освещение. В принципе, если движение на данном участке очень интенсивное, то питаться от дороги сможет все, что угодно – и светофор, и камера уличного наблюдения ближайшего здания. В дальнейшем, такие дороги планируется включить в систему электрозаправок для электромобилей.
Как показали испытания, надежды, возлагаемые на новинку, вполне оправданы. Инновационные дороги будут заметно дороже обычных, однако, вопреки самым пессимистическим прогнозам, они должны довольно быстро окупиться. В будущем, если практическое использование новых дорог будет признано успешным, подобные технологии легко могут быть внедрены и в области железнодорожного транспорта. Кстати, свое первое испытание на железной дороге новый пьезогенератор уже проходит.