В следующем году тарифы обязательного автострахования в Приморском крае увеличатся для нарушителей ПДД. Центробанк объявил о решении привязать стоимость полиса ОСАГО к наличию дорожных штрафов. Специалисты службы занятости прогнозируют пополнение армии российских безработных за счёт водителей-профессионалов, имеющих большое число нарушений ПДД. Так как транспортным предприятиям вскоре будет не по карману вписывать «рецидивистов» в свои полисы.
По данным ГИБДД региона, в 2015 году в Приморье 382 335 водителей нарушили правила дорожного движения. 72 562 водителя преступили ПДД 2 и более раза. Именно для этой категории владельцев прав на управление автотранспортом ОСАГО дёшево стоить в ближайшие годы точно не будет. Отметим, что среди нарушителей ПДД в Приморье числятся почти 5 тысяч водителей автобусов, 32 тысячи управлявших грузовиками, 3 429 должностных лиц и 1 несчастный водитель троллейбуса.
Решение Банка России о привязке тарифа «автогражданки» к штрафам ГИБДД эксперты напрямую связывают с ноябрьским повышением цен справочников автозапчастей РСА, на основании которых происходит расчёт размера страховых выплат. Расходы страховщиков выросли на 5% – 7%. Финансисты хотят получить что-то взамен. Водители-«рецидивисты», по мнению аналитиков, и возместят потери страховых компаний от коррекции нормативной стоимости ремонта автомобилей.
Система страхования ОСАГО меняется в режиме «качки» в последнее время достаточно часто. Так, в июле прошлого года в Приморском крае вдвое был увеличен размер «Европротокола» (в Москве, Питере и их областях – в 16 раз). Через 4 месяца в стране на четверть выросли тарифы обязательного автострахования. ОСАГО вновь подорожало с 12 апреля 2015 года. Но за 11 дней до этого с 400 до 900 тысяч рублей были повышены лимиты ответственности страховщиков.
Привязка тарифов «автогражданки» к наличию штрафов – это уже следующее движение неведомого российского маятника. В будущем ожидается и более глобальный «размен»: правительство РФ говорит о необходимости увеличения лимитов ответственности страховщиков ОСАГО до европейского уровня (6,1 миллиона евро). Однако «ничто не проходит бесследно». Центробанк, Минфин и Федеральная Антимонопольная служба уже заявили о целесообразности «отпустить» цены по виду.
Для объективности отметим, что Центробанк РФ всё же пытается в сфере обязательного автострахования выйти из режима «качки». В прошлом году ведомство инициировало разработку системы электронного страхования, которая должна была снизить цену «автогражданки» на 15% – 25%. Однако возможностью рассчитать онлайн ОСАГО по новым тарифам в 2015 году воспользовались лишь около тысячи автомобилистов Приморья.
В данном случае, по мнению специалистов, прервать «качку» тарифов/качества «автогражданки» помешала ментальность россиян. Автолюбители не привыкли страховку рассчитывать онлайн, а ОСАГО по новым тарифам отказываются покупать, воспринимая «обязаловку» как очередной налог. Пока правительство не осознает необходимость проведения реформ «в головах» наших сограждан, рост стоимости ОСАГО в Приморье будет продолжаться.