Продолжение. Начало в № 13
Каждый, кто наблюдает за женщинами-водителями, может заметить, что одним из самых трудных и наименее любимых маневров для них бывает движение задним ходом. А умение вовремя и правильно подать назад и не вызвать конфликта, часто не только в супружеских спорах, но и в дорожном движении служит тактическим, а главное необходимым приемом. В условиях города женщина бывает труднее всего поставить автомобиль на стоянке.
Почему же мужчины обычно овладевают маневрами заднего хода быстрее и лучше? Проблема в том — правильно ли вы сидите в автомобиле. Если водитель не обеспечил себе хорошую обзорность не только спереди, но и сзади, он вообще не должен выезжать. А что, если за автомобилем спрятался ребенок? Наконец, вы можете переехать собаку, помять колесо, тележку или другой предмет, не заметив их, что будет достаточным поводом для неприятностей.
Поэтому следует взять себе за правило — не ездить в неизвестность. Пространство, куда автомобиль движется задним ходом, вы должны хорошо видеть и внимательно осмотреть. Недостаточно взглянуть в зеркало заднего вида, внешнее зеркало также может ввести в заблуждение, искажая представление о расстоянии. Иногда в таком случае может помочь витрина, в которой отражаются автомобиль и окружающая его местность.
Сидеть за рулем следует достаточно высоко, так, чтоб иметь возможность видеть пространство позади автомобиля через заднее стекло. Такое положение можно обеспечить положив на сиденье подушку или сложенный плед. Чтоб посмотреть назад, следует поворачивать, насколько это возможно, всю верхнюю половину тела, а не одну только голову.
Нельзя забывать — при повороте назад у вас левая сторона лица и левое плечо находятся с правой стороны автомобиля (или наоборот), что может ввести вас в заблуждение. Осмотреть следует не только пространства за автомобилем, но и по бокам от него и уже после этого в зависимости от обстоятельств подавать назад.
Важное значение при этом имеет и одежда. В застегнутом зимнем пальто или в узком костюме движение назад дается вам с трудом и ваше бессилие отражается на маневре. Очень важно, чтобы при наблюдении за ситуацией позади автомобиля ноги не соскальзывали с педали. Руль при этом следует вращать «в обратную сторону» по отношению к положению, в котором вы сидите, а педали нажимать так же, как при движении вперед, но только с толком.
Недавно в зарубежной печати появилось сообщение, что при установлении мирового рекорда по езде задним ходом на большие расстояния наивысшая скорость движения автомобиля не превысила 40 км/ч. Не пытайтесь побить этот рекорд. Лучше не забывайте, что при движении задним ходом с педалью газа нужно обращаться так же, как с перцем, паприкой и другими кореньями для приготовления пищи. Тому, кто не знает меры, в обоих случая приходится со слезами на глазах пожинать плоды своего старания.
Если для многих женщин движение задним ходом в дневное время представляется опасным, то выполнение этого маневра в сумерки или ночью превосходит в их сознании ужасы, внушаемые знаменитой собакой Баскервилей.
Очевидно, мужчины отличаются большей смелостью и стремлением к приключениям. Но этот страх необходимо преодолеть.
Собираясь в путь в сумерки, не забудьте проверить, достаточно ли чистое заднее стекло в автомобиле. Обычно оно не бывает в идеальном состоянии, так как на нем нет стеклоочистителей и, кроме того, мы, как правило, не обращаем внимания на то, что находится за нами. Иногда мы вдруг вспоминаем наставление со времен автошколы о том, что необходимо тщательно очищать все окна и стекла фар и убирать от заднего стекла все, что затрудняет обзор.
Легко подавать назад тому, у кого на автомобиле установлены фонари заднего хода, освещающие пространство за автомобилем. Остальные должны помогать себе собственной сообразительностью и испытанными приемами. Одним из таких приемов является включение указателя поворота.
Данный способ имеет только один недостаток — у многих автомобилей, особенно иностранных марок, как только колеса принимают прямое положение, свет указателя гаснет. Это, конечно, необходимо учитывать.
Можно воспользоваться стоп-сигналом. Для этого при заднем ходе нужно осторожно прерывисто нажимать на соответствующую педаль и тогда вы сможете увидеть ситуацию за автомобилем при красном, почти интимном освещении. Этот способ некоторые автомобилисты успешно используют и в гаражах без электрического освещения. Достаточно побелить заднюю стену гаража и тогда отраженный свет стоп-сигнала позволит вам удивительно четко увидеть все вокруг.
Тренируясь в движении задним ходом при плохой видимости, вы можете поупражняться и в обычной езде вперед, например, в ночное время, тем более, что было бы жаль не использовать стекла и фары, которые вы, безусловно, очистили для предшествующего упражнения.
В зимнее время вам приходится ездить при недостаточной видимости не только вечером, но и утром. Имеется в виду необязательно темнота. Туман тоже не принадлежит к числу приятных явлений природы, а во многих зарубежных городах видимость ухудшается и из-за смога. Разумеется, если бы вы пользовались автомобилем только при солнечном свете, он бы не слишком изнашивался. Некоторые привыкают к полумраку быстрее, для другого необходимость ездить в темное время даже во сне представляется кошмаром.
В сумерки и ночью следует ездить осторожнее, чем днем. Даже самые мощные фары и местное освещение не позволяют отчетливо видеть все происходящее на дороге и в ее ближайшем окружении. Еще старые индейцы хорошо знали, что тени искажают действительность и скрывают опасность. Об этом вы можете прочитать в заботливо скрываемых и достаточно замусоленных книжках, которые ваш сын проглатывает под партой в школе так же восхищенно, как это делал когда-то его отец. В этом, как и в нападках на женское водительское искусство, проявляется солидарность мужчин в семье.
Зверек, которого вы без труда заметили бы днем, может неожиданно напугать вас, выбежав на дорогу в темноте. Тень качающейся ветки на дороге также может заставить вас резко затормозить, что не всегда безопасно. При плохой видимости труднее определить расстояние и скорость как собственного, так и других автомобилей. Это осложняет ситуацию, особенно при обгоне.
Ночь издавна побуждала к рождению суеверий. Как ни странно, это действительно и в наш век. Многие водители до сих пор считают, что с наступлением темноты они могут спокойно ездить с превышением скорости или по несоответствующей стороне дороги, делать повороты на не просматривающейся местности, обгонять на подъеме, на узких улица и на других подобных опасных участках. При это они оправдываются тем, что, якобы, фары едущих навстречу автомобилей видны в темноте на достаточном расстоянии и это служит предупреждением об их приближении.
Если вам с важным видом то же самое будет говорить какой-нибудь отважный и «опытный» автомобилист, не раздражайте его недоверием. Фары действительно предупреждают, но только в случае, если они исправно светят. Однако иногда они и ослепляют. По дорогам помимо автомобилей, движутся и недостаточно освещенные конские повозки с сонными возницами, неистовые велосипедисты на велосипедах без отражателей, ходят пешеходы, шаги которых, особенно в часы закрытия местных кабачков, бывают нетвердыми и неуверенными.
На дороге может встретиться и любая неожиданность например яма в одном месте, в другом — сразу же за поворотом — груда щебня или необозначенное препятствие. Хотя здесь не бродят затерявшиеся караваны верблю¬дов, но и косуля, ослепленная фарами автомобиля, может послужить причиной катастрофы и деформации кузова.
Безусловно, в темноте мы значительно раньше замечаем хорошо освещенные автомобили, с этим можно вполне согласиться. Но при этом мешает пустяк — намного позднее мы замечаем все плохо освещенные препятствия, включая ямы и другие западни для автомобилистов. Поэтому следует полагаться не на эту распространенную теорию, а на знание Правил дорожного движения.
Продолжение следует.