В последнее время дороги столицы заполонили автомобили с иностранными, транзитными номерами и номерами других российских регионов. В причинах такого нашествия разбирался автор.
Такие номера, говорят, камеры видеофиксации не «читают».
НАЛОГОВАЯ ИНДУЛЬГЕНЦИЯ
В столице и раньше встречались машины из соседних регионов, но с каждым днем их становится все больше. Причем немало недешевых автомобилей с кодами региона 05, 17, 95...
Откуда такое нашествие? Эльдар, владелец 10-летнего БМВ-Х5 (двигатель, вах, мечта – 4,8 литра!), в Москве живет очень давно. Машина зарегистрирована в Дагестане на имя его отца, молодой человек ездит по доверенности.
Мог бы поставить ее на учет в столице, только это невыгодно. Во-первых, транспортный налог в Москве на такую машину – 53 000, а в Дагестане – всего 14 200 рублей. Во-вторых, в два раза дешевле полис ОСАГО.
Но самое главное – можно смело нарушать правила! Камеры автоматической фиксации, конечно, сфотографируют нарушителя, вот только куда отправлять «письмо счастья»? В небольшой райцентр в Кавказских горах, где живет отец Эльдара? Кстати, у того и прав-то не было никогда.
Между прочим, одному моему знакомому, владельцу мощного, но не очень нового спортивного автомобиля предлагали за небольшую сумму помочь перерегистрировать машину в Чечне. Эльдар в таком случае, кстати, заплатил бы за Х5 совсем смешной транспортный налог – 5325 рублей в год. Не приходится удивляться, что число «неместных» машин в Москве растет год от года.
НАЛОГОВЫЕ КАНИКУЛЫ
А еще в столице вдруг расплодилось невиданное количество авто с транзитными номерами. Что, все вдруг бросились покупать-продавать машины?
Отнюдь нет. Как рассказал владелец такой транзитной «Акуры» Евгений, это отличный способ сэкономить на транспортном налоге. А заодно перестать бояться камер видеонаблюдения.
Надо, мол, купить автомобиль с транзитными номерами и не ставить его на учет. Или снять автомобиль с учета будто бы для продажи и получить транзитные номера.
Да, свидетельства о регистрации нет, ну и что? На руках остается ПТС и договор купли-продажи. Далее начинается сплошная экономия. Дело в том, что обязанность по уплате транспортного налога возникает с момента регистрации в ГИБДД: именно тогда информация о машине попадает в налоговые органы. Аналогично после снятия машины с учета хозяин перестает быть для налоговых органов владельцем и налогоплательщиком. Этой схемой очень активно пользуются также владельцы неновых, но очень мощных машин.
Кроме налогов, они экономят на штрафах за превышение скорости и езду по выделенным полосам для общественного транспорта. Кому отправлять «письмо счастья», по какому адресу? Автомобиль ведь на учете не числится!
Транзитные номера дают возможность не платить транспортный налог, и штрафные квитанции отправлять некому.
По закону зарегистрировать машину нужно в течение 10 суток с момента покупки. Но штраф за нарушение небольшой – от 300 до 800 рублей (часть 1 статьи 12.1 КоАП РФ), инспекторы с такой мелочью даже связываться не хотят (или с ними договариваются и решают проблему «на месте»). В любом случае – экономия впечатляющая.
«СЫН ТУРЕЦКО-ПОДДАННОГО»
А еще в последнее время в столице и Подмосковье многие «бомбилы» вдруг поменяли свои «шахи» на БМВ и «опели» весьма преклонного возраста. Причем номера на этих некогда престижных машинах сплошь прибалтийские! Как мне поведал такой «таксист» по имени Мурад, схема следующая.
Cейчас в Эстонии, Латвии, Литве для старых машин сильно ужесточили правила прохождения ТО. Вот местные и спешат от них избавиться – за бесценок. Мурад, гражданин Таджикистана, по туристической визе отправился в Литву, где и купил по доверенности за 500 евро «пятерку» БМВ, которой уже почти двадцать лет. Въехал на ней на территорию России – и всё! Единственная забота – приобрести полис ОСАГО.
Таможенное законодательство РФ позволяет ввозить без уплаты таможенных платежей и налогов автомобили, зарегистрированные в иностранных государствах, на срок временного пребывания (но не более чем на год). Главные условия – владелец и авто должны быть «иностранноподанными», а автомобиль – использоваться только в личных целях. Передавать, продавать или дарить его нельзя. А вот «бомбить» – пожалуйста.
За рулем «прибалтийской» машины вполне может оказаться гражданин южной республики.
БЕЗ ВЫВОДОВ
И это далеко не все «относительно законные способы» уклониться от уплаты транспортного налога и не получать «писем счастья» со штрафами за нарушения скоростного режима. А также спокойно заниматься, к примеру, частным извозом и не платить никаких налогов.
На месте депутатов я, конечно, по традиции ратовал бы за увеличение штрафов для таких нарушителей или за введение уголовной статьи для практикующих нелегальный частный извоз. Но я не депутат и лишь выскажу три замечания.
Во-первых, наказания уже существуют, вот только те, кто обязан следить за соблюдением закона, этого не делают. Ведь есть штрафы за то, что не поставил автомобиль на учет, за нелегальный извоз... Почему не наказывают? Давайте для начала разберемся. Во-вторых, камер видеофиксации в столице наставили немало, но общей базы данных по России по-прежнему нет и это позволяет «неместным» и «транзитным» нарушителям чувствовать себя спокойно.
И третье. Пару лет назад первый вице-премьер правительства РФ клятвенно обещал, что с введением «дорожного» акциза в топливе в стране отменят транспортный налог. И что же? Акциз ввели, но налог этот во многих регионах только вырос. Неудивительно, что многие автовладельцы относятся к обязанностям перед государством примерно так же, как оно радеет о своих гражданах.