Автоспорт – лучший полигон для выяснения отношений между производителями автомобилей, пилотами, странами и континентами. Autosport.com.ru задался вопросом: в какой же стране рождаются лучшие автогонщики?
Цель личного зачета в любом виде спорта очевидна – доказать всему миру, что я лучший, единственный и неповторимый. Затем раз в год лучшие из лучших автогонщиков собираются на гонке чемпионов, где-нибудь на Барбадосе, и разыгрывают Кубок наций.
Но это скорее шоу для зрителей и полнейшая лотерея, чем реальный показатель уровня силы пилотов конкретной страны. Поэтому до сих пор лучшего конкурса талантливых пилотов, чем изучение статистики соревнований, еще не придумали.
Формула 1
В Формуле 1 все довольно просто: с 1950 до начала 2015 года наибольшее число побед в Гран При (238) одержали гонщики из Великобритании. А с учетом победы Льюиса Хэмилтона в первой гонке нынешнего сезона в Австралии – 239. На счету Соединенного Королевства 13 титулов чемпиона мира, и они принадлежат десяти разным пилотам.
Германия со 150 победами в гонках идет на втором месте, причем 130 из них выиграли всего два человека – Михаэль Шумахер и Себастьян Феттель. И по числу побед в сезонах Германия также «в серебре» – 11 титулов, принадлежащих все тем же двум пилотам.
Третье место по числу побед за Бразилией (101) и восемь чемпионских титулов, которые на троих разделили Эмерсон Фиттипальди, Нельсон Пике и Айртон Сенна. Забегая немного вперед, скажем, что у Франции в Формуле 1 только один чемпион, правда, четырехкратный – Ален Прост. А у Финляндии три обладателя почетного звания – Кеке Росберг, Мика Хаккинен и Кими Райкконен.
При этом есть один нюанс: самое известное имя в мире Формулы 1 все-таки принадлежит Германии. Конечно, это Михаэль Шумахер. И по известности поспорить с ним может только бразильский Волшебник – Айртон Сенна. А вот чтобы вспомнить имя британского чемпиона, все-таки нужна пусть и небольшая, но пауза… Вспомнили? Идем дальше…
WRC
С классическим ралли все значительно сложнее. Чемпионат мира по ралли (WRC) проводится официально с 1973 года, который можно было бы взять за отправную точку для подсчета, но в личном зачете титул разыгрываться начал лишь четыре года спустя — в 1977 году. Наибольшее число побед к началу 2015 года здесь, за спортсменами из Финляндии – 172.
Причем среди финских гонщиков рекордсменом является Маркус Гронхольм, одержавший 30 побед на этапах WRC. 14 раз финны становились чемпионами мира, и этого звания удостоены шесть финских раллистов: Ари Ватанен, Ханну Миккола, Тимо Салонен, Юха Канккунен, Томми Мякинен и Маркус Гронхольм.
На счету Франции – 169 побед в гонках (78 из них у великого Себастьена Леба). Среди французов только три чемпиона мира: Дидье Ориоль, Себастьен Леб и Себастьен Ожье. Но эта великая троица выиграла в общей сложности 12 сезонов.
Интересно, что статистика побед довольно точно отражает и нынешнюю ситуацию в WRC: пара пилотов далеко впереди, остальные довольно сильно отстают. Примерно так же выглядит и третье место в неофициальном зачете наций чемпионата мира – только 43 победы за обладателем третьего места Швецией, где пальму первенства прочно удерживает Бьерн Вальдегаард с 16 победами в гонках. У гонщиков из Великобритании и Швеции по два чемпиона мира, а у Италии, Германии, Испании и Норвегии — только по одному.
Рекордсменом по числу титулов является, конечно, Франция и Себастьен Леб. Девять раз он становился чемпионом мира, повторить такое в ближайшее время вряд ли у кого получится. А вот рекорд по количеству выигранных гонок явно будет побит в ближайшее время. Уже сейчас, с учетом трех выигранных Себастьеном Ожье этапов в нынешнем сезоне, счет сравнялся – 172:172. Так что пилотам из страны Суоми нужно срочно что-то предпринимать!
Что же касается самого известного имени, то и в целом мире нет сомнений – Себастьен Леб прочно удерживается в памяти болельщиков большинства стран, где знают о существовании ралли.
WTCC
Мировой Туринг – чемпионат слишком молодой, чтобы конкурировать с такими грандами, как Формула 1 и WRC. С 2005 года по четыре титула на счету французов и британцев. Лишь по одному разу выигрывали Италия и Аргентина.
Итого:
Прежде чем подвести итоги, надо заметить, что по остальным «четырехколесным» чемпионатам мира внятной и четкой статистики не найдено. Впрочем, они мало что изменили бы в итоговой таблице абсолютного зачета наций:
1. Великобритания: 14 чемпионов мира.
2. Финляндия: 9 чемпионов мира.
3. Франция: 5 чемпионов мира.
4. Италия: 5 чемпионов мира.
5. Германия, Бразилия, Испания — по 3 чемпиона мира.
Ну что же, нам остается только развести руками и признать, что, несмотря на очевидно лучшую узнаваемость французского и немецкого чемпионов, это все же индивидуальный показатель популярности одного спортсмена, но не целой страны. А сухая статистика количества побед в чемпионатах мира и количества чемпионов мира говорит все-таки в пользу Великобритании. Хотя, конечно (и от этого факта тоже отмахнуться нельзя), это утверждение верно на асфальте – стоит только съехать на гравий или снег, как на передний план выходят спортсмены из Финляндии.
P.S.
Остался нерешенным только один вопрос: а где же Россия? Пусть этот вопрос на некоторое время останется без ответа, ведь российские спортсмены только начинают свой путь к мировым титулам. Наверное, пока не слишком ярко и не слишком быстро. Но уже сейчас можно говорить о том, что мировой автоспорт уже хорошо запомнил, как называется наша страна. Теперь бы приучить к российскому флагу на подиуме, а там и до гимна недалеко…
Александр Лесников специально для AUTOSPORT.com.ru.