Через несколько лет у президента России должен появиться отечественный лимузин, разработанный российскими дизайнерами, но построенный на агрегатах зарубежных производителей. Участники тендера на разработку машин для первых лиц страны пока только готовят свои проекты. Однако один из участников – Marussia Motors – совместно с Научно-исследовательским автомобильным и автомоторным институтом (НАМИ) и порталом Cardesign.ru уже провел конкурс, в котором свой вариант правительственного лимузина могли предложить все желающие.
Прием работ на конкурс завершился в конце февраля. В общей сложности он собрал почти 120 проектов от 40 студентов и профессионалов, а также от 80 дизайнеров-любителей, в том числе и иностранных.
На иностранные лимузины российские президенты пересели с середины 90-х. Сейчас президент ездит на Mercedes-Benz S600 Pullman с дополнительной защитой.
В соответствии с условиями конкурса, дизайнерам было необходимо разработать три модели: президентский лимузин, внедорожник и минивэн сопровождения, которые должны иметь классическую компоновку (мотор спереди, привод задний или полный) и быть выполнены в одной из трех концепций: современный мейнстрим (аналоги Mercedes-Benz, Bentley или Rolls-Royce), современная версия модели прошлых лет («ЗиЛ», «Чайка», «Руссо-Балт») и «перспективный дизайн».
Приз за победу составляет 150 тысяч рублей, за второе место – 75 тысяч рублей, а за третье – 50 тысяч рублей. Проект, который затем ляжет в основу серийной машины, жюри конкурса выберет 1 мая. «Мотор» отобрал самые интересные проекты, которые будут бороться за победу.
«Легковой автомобиль высшего класса, представляющий собой эволюцию лимузинов марки «ЗиС» и «ЗиЛ». В проекте я попытался объединить традиционные стилистические решения автомобилей этой марки, выпускаемых в разные годы, с современными тенденциями автомобилестроения. Вместе с тем постарался избежать как ретро, так и ультрамодных направлений».
«Уже на стадии окончательной проработки эскизов, неожиданно для себя увидел в обводах передней части автомобиля черты, напоминающие герб Российской Федерации. Где фары – головы орла; фальшрешетка радиатора – корона; линии бампера, переходящие в верхние части крыльев, – взмах крыльев птицы».
«Президентский лимузин, созданный в стиле самого роскошного российского автомобиля, когда-либо производившегося – легендарного ГАЗ-13 «Чайка». Я постарался сохранить традиционные черты, но при этом придать им современную форму, например, на боковинах кузова в форме крыла и решетке радиатора. Моей задачей также было сделать возможным применение дизайна на автомобилях различных сегментах — внедорожнике и микроавтобусе».
Комментарий автора к этой работе незамысловат: «Президентский «ЗиЛ» и автомобили сопровождения». Никакой информации об этом дизайнере в открытом доступе мы не нашли.
«Выбран бренд «ЗиЛ», так как на наш взгляд это единственный бренд в стране отвечающий поставленным задачам, имеющий богатую историю, узнаваемый образ и практический опыт постройки автомобилей высшего класса. Лимузин имеет компоновку «4+2», а внедорожник сопровождения построен на базе «ГАЗ Тигр».
Работа студента мичиганского колледжа СollegeforCreativeStudie – одной из ведущих мировых школ автомобильного дизайна. Один из ее выпускников – россиянин Владимир Капитонов – участвовал в разработке нового Chevrolet Camaro.
«В своей работе я использовал мотивы автомобилей послевоенной эпохи советского производства. В частности, основным объектом вдохновения был выбран ЗИС-110. Понимаю, что автомобиль президента России ассоциируется в большей степени с ЗИЛ-4104, но мне хотелось внести частичку той эпохи, 40-х – 50-х годов, в современный облик президентского кортежа, чтобы не утратить дух славных машин послевоенного периода».
Еще одна достаточно симпатичная работа неизвестного дизайнера, но, к сожалению, опять без описания.
«Данный проект для маркетингового продвижения использует бренд «ОКБ Сухого». Бренд «ОКБ Сухого» ассоциируется с передовой высокотехнологичной и надежной техникой. Лучшие российские автомобили должны использовать накопленный за многие десятилетия опыт по созданию передовой военной техники. Стилистически автомобиль этого проекта не привязан к ранее выпускавшимся моделям. В силуэте автомобиля использованы классические приемы».
«В блоке передних и задних фар расположены экраны высокого разрешения, использующиеся для широкого спектра функций. На экраны может выводиться различная информация. Багажная дверь объединена с выдвижным подиумом, на котором размещается багаж. Конструкция подобна выдвижному ящику письменного стола. За основу SUV и микроавтобуса были взяты VW Amarok и VW Multivan, соответственно».
Предложение современного, «строгого и комфортабельного лимузина» под брендом Marussia. Работа выпускника Московской государственной художественно-промышленной академии имени Строганова, победителя первого конкурса студенческого дизайна FutureConceptLada (2006 год), а также финалиста международного конкурса Designthe Italian Way, проводимого «Фиатом» в 2007 году. Автор этого эскиза проходил пятимесячную стажировку в дизайн-студии Lancia в Турине.