Объем выпуска грузовиков в России рухнул на небывалую величину: первое полугодие отечественные производители коммерческого транспорта завершили с наихудшими показателями со времен кризиса 2009 года. Впрочем, есть надежда, что еще не все потеряно
По данным аналитической компании «АСМ-холдинг» объем выпуска грузовых автомобилей, включая легкие грузовики, за январь–июль 2014 года уменьшился на 19,7 %, всего выпущено 85 тыс. шт., при этом доля иностранных марок в общем выпуске грузовых автомобилей в России составила в январе–июле 2014 года 11,8 % (в январе–июле 2013 года — 14,2 %).
Предприятия-производители грузовых автомобилей в январе–июле 2014 года отгрузили потребителям 82,7 тыс. машин, или 78,3 % к уровню отгрузки за январь–июль 2013 года.
Объем выпуска автобусов, включая микроавтобусы, в январе–июле 2014 года уменьшился на 25,6 % — до 22,5 тыс. шт.
Из их общего количества выпуск отечественных моделей составил 15,2 тыс. шт. (–33,0 %), а выпуск автобусов иностранных моделей — 7,2 тыс. шт. (–2,9 %).
За январь–июль 2014 года в общем производстве автобусов в России доля иностранных марок составила 32,2 % (в январе–июле 2013 года — 24,7 %).
Предприятия-производители автобусов за январь–июль 2014 года отгрузили потребителям 22,5 тыс. машин, или 75,2 % к уровню отгрузки за январь–июль прошлого года.
По данным аналитиков Группы ГАЗ, в связи со снижением инвестиционной активности в основных отраслях потребления коммерческого транспорта в 2014 году произошло кардинальное сокращение рынка: в I полугодии рынок автобусов сократился на 37 %, рынок легких коммерческих автомобилей — на 20 %.
Летом состоялось внеочередное заседание Экспертного совета по автомобильной промышленности, где обсуждался один вопрос: негативная ситуация в автомобильной отрасли.
Настораживают автопроизводителей коммерческого транспорта и отрицательные значения показателей роста грузооборота автотранспорта, наблюдаемые с середины 2013 года. Негативная тенденция сохраняется и в 2014 году. Сокращение объема грузоперевозок приводит к сокращению рынка новых коммерческих автомобилей.
Мониторинг потребительских настроений, организованный Группой ГАЗ, показал, что неуклонно растет доля клиентов, отказывающихся от покупки новых грузовых автомобилей в ближайшее время, при этом клиенты ссылаются на отсутствие перспектив их бизнеса и отсутствие потребности в коммерческом транспорте. С мая 2013 года по май 2014-го процентная доля таких клиентов увеличилась с 42 до 55 %.
Участники заседания Экспертного совета приняли решение добиваться, в первую очередь, поддержки автомобильной отрасли и стимулирования рынка коммерческих автомобилей в России. Ключевым направлением стимулирования спроса на автомобили российского производства стала программа обновления автотранспортных средств. До конца 2014 года на ее реализацию из федерального бюджета выделяется 10 миллиардов рублей. Основной смысл программы заключается в компенсации покупателям части стоимости нового автомобиля при условии отказа владельца от использования старых транспортных средств.
Безусловной новацией программы по стимулированию спроса на автомобили российского производства является участие в ней коммерческой техники — грузовиков и автобусов, владельцами которых являются как физические, так и юридические лица. По оценкам экспертов, реализация программы позволит увеличить производство автомобильной техники в 2014 году на 173,6 тыс. ед., в том числе грузовиков и автобусов, и существенно замедлить очевидный спад автомобильного производства.
Оживлению рынка будет способствовать и тот факт, что правительство РФ запретило государственные и муниципальные закупки машин иностранного производства. Речь идет об общественном транспорте, а также о специальной технике, которая используется экстренными службами, бюджетными организациями, и об автомобилях, применяющихся в коммунальном хозяйстве, строительстве и целом ряде других сфер.