фото

Шесть автомобилей с необычными кузовами, которые никто не хотел покупать

Делать что-то новое в консервативном автомобильном мире непросто. Одни изобретают квадратный руль, и покупатели пищат от восторга, а другие лишь изменят цвет подсветки салона – и потом вынуждены закрывать целые заводы. «Мотор» вспоминает автомобили с кузовами «инновационных» форм, которые никто не захотел покупать.

Заложенная в Opel Signum идея сделать стильный и просторный автомобиль для дальних поездок казалась неплохой, но её реализация обернулась катастрофой. Когда машину представили, в компании заявляли о небывалой практичности в сочетании с «внешностью спорткупе». Это было неправдой. Внешность не была отвратительной, но «спортивности» в образе Opel Signum было не больше, чем у Жерара Депардье.

В Америке у Opel Signum был двоюродный брат – Chevrolet Malibu Maxx. Автомобиль имел другую внешность, но полностью повторял Opel технически и концептуально. И тоже провалился.

Не все гладко оказалось и с практичностью. Хэтчбек на базе Opel Vectra получил увеличенную на 13 сантиметров по сравнению с «донором» колесную базу, что прибавило ему простора на заднем ряду. Но вот багажником объемом 365 литров можно было удивить разве что владельца «Смарта».

Футуристичный Chevrolet Lumina APV, также известный под названиями Pontiac Trans Sport и Oldsmobile Silhouette, был создан для того, чтобы обосноваться на рынке семейных минивэнов, на котором в восьмидесятых доминировал Chrysler. Бить конкурентов решили инновациями и прикольными «фишками». Но высекли себя сами.

Как и заклятая троица конкурентов Chrysler, Plymouth Voyager и Dodge Caravan, вэн от GM имел переднеприводную компоновку. Но, во-первых, у него был удивительный дизайн, а во-вторых, Chevrolet Lumina APV был сделан на стальной пространственной раме с кузовными панелями из пластика – аналогичную технологию General Motors ранее обкатал на спорткаре Pontiac Fiero и позже активно применял на моделях Saturn.

Это не сделало автомобиль легче или дешевле конкурентов. Наоборот, «пластмассовый» кузов отпугивал покупателей: им хотелось настоящий «железный» автомобиль. Не помогали даже доводы о том, что Lumina APV была вполне безопасной, а пластиковые панели не боялись мелких сколов и царапин, да к тому же не ржавели.

Не привлекали американские семьи ни мощные моторы, ни такие фишки, как электропривод боковой сдвижной двери (впервые в мире!), трансформируемые детские сиденья, антипробуксовочная система и пневмоэлементы в задней подвеске, удерживающие кузов в горизонтальном положении вне зависимости от нагрузки.

Все испортил дизайн: слишком длинный острый нос и пропорции пылесоса. Клиент, даже капризный, всегда прав – машине быстренько сделали рестайлинг, в ходе которого нос укоротили на 76 миллиметров, черные передние и задние стойки заменили крашеными в цвет кузова, а фары сделали обычной формы. Не помогло – в 1996 году производство пришлось свернуть, чтобы потом заменить машину на другую: с металлическим кузовом, без инноваций и индивидуальности. И ее покупали.

Renault Avantime стал одной из первых попыток европейцев объединить функциональность минивэна со стилем купе. Технически, правда, это был банальнейший RenaultEspace с пространственной рамой и композитными кузовными панелями. Привод на передние колеса. Моторы четырех – и шестицилиндровые. Подвески – «Макферсон» спереди и полузависимая балка сзади.

Поскольку автомобиль был огромным, а дверей у него было всего две, то они были очень длинными. И чтобы ими можно было пользоваться на парковке, инженеры придумали хитроумный механизм открывания – одновременно с поворотом они еще и сдвигались вперед.

Салон машины был настолько роскошным, насколько мог быть роскошен Renault в принципе. Четыре сиденья имели встроенные ремни безопасности и обшивались роскошной английской кожей Bridgeof Weir. Приборная панель располагалась по центру и была цифровой, а блоки управления климат-контролем находились на дверях. Еще одна интересная фишка Avantime – функция GrandAir: нажатием одной кнопки у машины опускались все стекла и открывалась панорамная крыша.

Но из-за крайне низких продаж в Renault решили, что проще закрыть производство, нежели переводить его куда-то еще.

Mazda REPU выглядит как обычный пикап – ничего особенного. Но в нашу подборку она попала по другой причине: потому что пикап – это один из самых неожиданных вариантов машины, в которой стоило бы размещать роторно-поршневой двигатель Ванкеля!

Главное достоинство «ротора» – малый вес и высокая мощность – делают его почти идеальным для спортивных машин. А недостатки – малый крутящий момент и чудовищный расход (в том числе и моторного масла) – ставят крест на его использовании в утилитарной технике. Поскольку в 70-х бензин в Америке стоил дешевле воды, то в компании Mazda решили: а почему бы и нет? Пусть заправлять REPU придется часто, заправка-то копеечная! И выпустили его на рынок США и Канады.

Накаркали! Как раз 1974 году, когда продажи пикапа только-только стартовали, бахнул топливный кризис, начисто лишивший REPU привлекательности. Почти все 15 тысяч произведенных машин были проданы еще до «чумы», после чего продажи исчислялись сотнями экземпляров. Зато, как и почти все роторные «Мазды», REPU успел поучаствовать в автогонках и даже занял первое место в 24-часовом марафоне по пустыне Мохаве в 1975 году. А вы говорите Ford F-150 Raptor!

Это сейчас Chrysler Airflow выглядит, как вполне обычный автомобиль начала прошлого века. А в свое время эта машина была прорывом в области аэродинамики. Что, собственно, ее и сгубило.

Для проекта Airflow компания Chrysler построила даже аэродинамическую трубу, где испытала свыше 30 различных масштабных моделей. Однако революционной была не только форма, но и компоновка автомобиля. Двигатель сместили вперед, кабину – чуть назад, что позволило сделать почти «половинную» развесовку по осям. Это улучшало и управляемость, и плавность хода.

Но из-за радикально новой технологии производства у Airflow были серьезные проблемы с качеством: то мотор с опор слетит, то сварной шов лопнет. Конкуренты подлили масла в огонь, распространяя в газетах «утки» о том, что и форма кузова Airflow небезопасна. Но все это, конечно, была ерунда. Настоящая проблема оказалась в покупателях – они просто не хотели покупать этот нелепо выглядящий «обмылок».

Пикап с жесткой складной крышей и мотором от Chevrolet Corvette? У нас два вопроса: кто придумал это недоразумение и почему Chevrolet SSR не оснастили семиместным салоном и надувным бассейном – так, до кучи?

Несмотря на то что Chevrolet SSR получил моторы мощностью 300 и 400 сил, построен он был на платформе Chevrolet Trail Blazer – не самого выдающегося кольцевого болида. Кузов был тяжелым и высоким, поэтому максимум, что умел делать SSR – эффектно жечь задние шины. В принципе, тоже неплохо.

Но поскольку всякого добра в SSR засунули много (одна складная крыша чего стоит), то стоил он внушительные 42 тысячи долларов – а за эти деньги в США то время можно было купить Porsche Cayenne. В итоге дилеры «Шеви» продали за год всего 9 тысяч машин и спустя некоторое время руководство GeneralMotors признало, что прекратит выпуск этого автомобиля раньше планируемого. Обещание сдержали.