Усталость, монотонность ландшафта за окном, длительные перегоны – все это утомляет не меньше, чем тяжелый физический или умственный труд. Как результат – снижается концетрация и ухудшается скорость реакции. Мы предлагаем 10 способов сохранить в дороге бодрость и предотвратить печальные последствия усталости.
Семь раз отмерь
Разбивайте длинный маршрут на мелкие отрезки. Штука тут вот в чем. Психологи утверждают, что человек быстро теряет мотивацию, когда понимает, что до цели еще очень далеко. Потеря мотивации в свою очередь приводит к снижению концентрации и рассеиванию внимания. Что же делать? Очень просто: нужно стараться «разбивать» длинный путь на короткие отрезки-«квесты». Придумывать их можно любыми: доехать до 300-го километра, добраться до границы области, пересечь Вятку – это лишь одни из тысяч примеров. Доехав до очередной цели, вы ставите себе новую – и такими «приставными шагами» проходите весь маршрут. Причем в идеале можно изобрести себе своего рода награды за достижение каждого из промежуточных результатов: съесть шоколадку, выкурить сигарету, выпить банку энергетика.
Игра на внимательность
Наблюдайте и запоминайте, что происходит вокруг автомобиля.
Профессионалы способны вовремя подметить даже самую мелкую деталь – выбоину в асфальте, неуверенно ведущего себя водителя другого автомобиля, перебегающее дорогу животное. К счастью, способы повысить наблюдательность существуют. Начните с простого. Проговаривайте вслух все то, что вы видите на дороге перед собой. Дорожные знаки и указатели, названия марок и моделей автомобилей, номерные знаки, счетчики километровых столбов. Увеличивайте сложность упражнения, добавляя в него дополнительные элементы: автомобили, что находятся в зеркалах заднего вида, здания по бокам дороги... Со временем вы приучитесь «сканировать 3d картинку» вокруг автомобиля в автоматическом режиме, будете точно знать, что происходит на дороге рядом с вами и будете готовы к любой неожиданности. Дополнительный плюс: регулярный перевод точки фокуса глаз помогает избежать эффекта «туннельного зрения» и «дорожного гипноза».
Звуковой эффект
Слушайте разнообразную музыку разных стилистических направлений.
Эксперименты показали: быстрая ритмичная музыка с битом от 100 ударов в минуту действительно способна взбодрить человека, заставить его ехать чуть более активно, с большим вниманием смотреть по сторонам. Вот только эффект от музыки длится не больше часа–полутора. Затем водитель начинает уставать и терять концентрацию внимания.
Отсюда вытекает простое правило: слушайте в дороге разнообразную музыку. Запишите на диск или iPod набор треков самых разных направлений и включите shuffle. Частая смена ритма поддерживает тонус сознания, что позволяет вам сохранять максимальную концентрацию.
Разговор по душам
Общайтесь с попутчиками, а если их нет, возьмите в дорогу CB-радиостанцию
А еще лучше – не только слушать, но и говорить. Общение с другими людьми – лучший способ сохранять бодрость духа и позитивный настрой сколь угодно долгое время. А потому, если в дальней дороге вам посчастливилось иметь попутчиков, выключайте музыку и начинайте общаться. Не зря же настоящие профессионалы – дальнобойщики – с удовольствием подбирают на трассах автостопщиков. Они знают: возможность поговорить с живым человеком в сотни раз лучше любой радиостанции.
Кончились темы для разговоров? Не беда. В мире существует масса игр, подходящих для компании людей в одном автомобиле – «Контакт», «Данетки», те же города, наконец.
Найти собеседника, кстати, можно и в том случае, если вы едете один. Для этого имеет смысл взять с собой CB-радиостанцию. Подобными оснащены едва ли не все дальнобойщики в России, да и у рядовых автомобилистов, часто ездящих за городом, такие встречаются. С ее помощью всегда можно пообщаться с незнакомыми коллегами по дороге, рассказать или услышать анекдот, а также – приятный бонус – заблаговременно узнать о всех засадах ГАИ на вашем пути.
Жуйте тщательнее
Жевательная резинка, мармелад и конфеты помогают сохранить концентрацию.
Несколько лет назад британские ученые провели любопытный эксперимент. Группе добровольцев предложили два раза проехать на компьютерном симуляторе дорожного движения. С жевательной резинкой и без.
91% испытуемых с меньшей вероятностью пропускали потенциальные опасности, если жевали резинку. 85% добровольцев быстрее крутили руль с жвачкой во рту.
61% опрошенных признали: жвачка помогает им быть более сфокусированными во время вождения.
Выводы напрашиваются очевидные: процессс жевания помогает человеку сосредоточиться. Впрочем, если жвачки в бардачке не оказалось, подойдут мятные конфетки или леденцы.
Заряд энергии
Энергетический напиток поможет вам подзарядиться в поездке
Наверняка вы замечали на полках автозаправок безалкогольные энергетические напитки. Вопреки многочисленным предубеждениям, этот напиток — безопасный и ничуть не более вредный, чем, например, кофе, а бодрит даже лучше. Какой же из энергетиков стоит взять с собой в дорогу?
Во всех энергетиках есть кофеин – основной компонент, который тонизирует. Но лишь немногие добавляют экстракты женьшеня и гуараны, которые делают эффект максимальным.
Сон авансом
Постарайтесь выспаться «впрок» перед поездкой, в крайнем случае, устраивайте время от времени короткие 20-минутные перерывы на сон
Считается, что выспаться «впрок» невозможно. Но на деле это не так. «Запасаться» сном перед многодневной поездкой с регулярным недосыпом, можно и даже нужно. Начинать готовиться надо за неделю-полторы до старта. Эксперименты показали, что люди, которые в течение недели спали на 2 часа больше, чем обычно, при последующем ограничении времени сна до 4 часов в сутки лучше выполняли различные тесты, в том числе и на внимание, чем те, кто не имел возможности «запастись сном».
Если усталость все же сшибает вас в дороге с ног, можно попытаться взбодриться при помощи короткого сна. Но помните: его продолжительность не должна превышать 30 минут. По истечении этого времени развивается «инерция сна» – человеку сложно проснуться и еще сложнее, проснувшись, прийти в нормальное состояние.
Минус два градуса
Установите температуру воздуха в салоне на пару градусов ниже привычной.
Многие верят, что если вы начинаете уставать за рулем, нужно полностью открыть окно в машине, если дело происходит зимой, либо включить кондиционер на режим максимального охлаждения летом.
На деле резкое охлаждение позволяет взбодриться лишь на короткое время. При длительном воздействии холода усталость «накрывает» еще ожесточеннее, вы теряете концентрацию. Вместо этого в автомобиле следует установить температуру на пару градусов ниже привычной для вас температуры комфорта – легкая прохлада позволит вам оставаться в тонусе без риска переохлаждения.
Доверять ли умным машинам?
Современные автомобили способны самостоятельно решать массу вопросов, которыми еще недавно должен был заниматься водитель. Активный круиз-контроль умеет поддерживать заданную скорость движения, самостоятельно тормозить и разгоняться в зависимости от трафика впереди. Системы подруливания могут удерживать машину в полосе движения без участия водителя. Тормозные помощники задействуют тормоза, если решат, что авария неизбежна.
Но вот беда: чем больше автоматических систем автомобиля задействовано, тем меньше дел остается водителю. А как известно, праздность и концентрация внимания несовместимы.
Именно поэтому старайтесь не злоупотреблять использованием активных систем в дальней дороге. Да, активный круиз – это удобно, но периодически его лучше выключать. Поддерживать постоянную скорость – какая-никакая, но задача для ума, а значит, это позволит вам сохранить внимание и концентрацию.
Тише едешь
Наш последний совет, возможно, покажется вам банальным. Но не секрет: самые простые решения чаще всего эффективны. Стоит помнить: какими бы способами, позволяющими сохранить внимание и концентрацию, вы ни пользовались, после 20 часов за рулем ваш мозг не будет в состоянии поддерживать свой тонус на стабильно высоком уровне.
А потому: не стремитесь ставить рекорды. Отдыхайте чаще – здоровый, пусть и не слишком долгий сон заменить невозможно. И не забывайте: даже в профессиональном автоспорте в гоночных марафонах побеждает не тот, кто демонстрирует чудеса скорости на отдельно взятом круге, а тот, кто при этом доезжает до финиша.