фото

Российский авторынок с начала текущего года никак не может прийти в себя. По результатам июня, продажи упали на 17,3% — это худший показатель в посткризисные времена. Согласно последнему отчету Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), за полгода рынок сократился уже 7,6%, а результаты по второму кварталу выглядят едва ли не фатально – минус 12,4%. Причем, предпосылок к улучшению ситуации нет.

«Автомобильный рынок продолжает движение вниз с увеличенной скоростью. По сравнению с 2013 годом, продажи в июне просели на 17,3 %, приведя к падению продаж во втором квартале в целом на 12,4%. Согласно мнению компаний участников Комитета автопроизводителей, ослабление рынка еще не закончилось. Продажи во второй половине года будут на уровне 1,2 млн единиц, что эквивалентно понижению на 16% по сравнению с тем же периодом 2013 года», — прокомментировал результаты председатель Комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер. 

Если раньше сокращение продаж связывали с новогодними и майскими праздниками и с падением рубля, то сейчас причины совсем другие. В первую очередь, эксперты рынка называют украинский кризис как один из сдерживающих факторов.

«Второй квартал в текущем году – это месяцы самой высокой неопределенности во многих вопросах. В том числе, было неясно, как повлияет на Россию геополитический кризис на Украине. Прежде всего, это касалось перспектив российской экономики и, соответственно, будущих доходов населения», — сообщил корреспонденту Autonews.ru старший аналитик ИК «Велес Капитал» Айрат Халиков.

По его словам, в случае роста напряженности на востоке Украины стоит ожидать дальнейшего сокращения покупок товаров длительного пользования гражданами. «В таких условиях семьи обычно стараются больше сберегать и меньше тратить на автомобили, электронику и недвижимость», — добавил эксперт. 

Аналитики АЕБ не называют конкретных причин для дальнейшего падения рынка, но при этом убеждены, что сокращение продаж продолжится теми же темпами. В последнем отчете АЕБ скорректировал прогноз на 2014 год для рынка. По мнению экономистов, всего за год в России будет продано не более 2,45 млн. автомобилей, и это на 335 тысяч меньше, чем за весь 2013 год. В общей сложности падение рынка, по предварительным прогнозам, составит около 12%.

Тяжелее всего приходится бюджетным маркам. Например, Lada – лидер российского авторынка – потеряла в июне 19% покупателей. Renault не досчитался 13%, а Volkswagen и Chevrolet – 26% и 47% соответственно. При этом есть и исключения. Например, Nissan увеличил продажи машин в прошлом месяце сразу на 33%, а Mazda благодаря новой «тройке» смогла остаться по продажам на том же уровне, что и год назад – плюс 1%.

В премиальном сегменте ситуация совсем иная: продажи дорогих автомобилей растут вопреки самым пессимистичным прогнозам. Рост Infiniti составил 9% и в компании отмечают, что это еще не предел. «Infiniti делает стремительный шаг вперед в направлении плана своего развития. Мы добились рекордных продаж во всем мире, а также на отдельных рынках. Мы стремимся к совершенствованию организации и развитию модельного ряда и бренда, что способствует росту продаж и усилению позиции бренда на глобальном уровне в сегменте премиум автомобилей», — сказал президент Infiniti Motor Company Limited Йохан ди Найсен. 

Успешными были прошедшие месяцы этого года и для Volvo. По результатам первого полугодия продажи марки выросли на 8,9%. Причем, самой популярной моделью бренда в России стала не наиболее доступная модель – 40,8% продаж пришлись на кроссовер XC60. 

«Первую половину 2014 года была весьма успешной для Volvo Car Russia. Несмотря на сложную экономическую обстановку в России и серьезные колебания курсов иностранных валют, нам удалось не только сохранить, но и увеличить объемы продаж», — говорит президент Volvo Car Russia Джон Стек.

По словам топ-менеджера, рост Volvo в России стал возможен благодаря нескольким факторам. В первую очередь, это отказ от корректировки цен на автомобили 2014 модельного года. «Во-вторых, мы продолжаем серьезное обновление наших автомобилей, которое привлекает новых клиентов. Следом за фейслифтом практически всей модельной линейки в конце прошлого года, мы запустили в России продажи автомобилей с новыми экономичными двигателями семейства Drive-E и с новым интерфейсом Sensus Connect, предоставляющим выход в Интернет и различные онлайн-сервисы», — отметил Джон Стек. 

Лидером премиального сегмента по результатам первого полугодия стал Mercedes-Benz. Спрос на модели немецкого бренда с начала текущего года вырос на 19%, а всего за 6 месяцев в России было продано 23,7 тысячи машин марки – это лучший показатель компании на рынке РФ. Одной из составляющих успеха стало увеличение поставок моделей Mercedes-Benz в корпоративные гаражи. 

«В течение первой половины года Mercedes-Benz в России серьезно увеличил поставки автомобилей в корпоративные гаражи: в корпоративные парки было передано 5038 автомобилей (+35%), а доля бренда в общероссийских корпоративных продажах достигла 6,5%», — сообщили в пресс-службе компании. 

«Падение на уровне 15-20% мы можем видеть еще в течение 6-10 месяцев подряд».

Несмотря на рост премиального сегмента, самыми востребованными моделями на рынке по-прежнему остаются бюджетные автомобили. Так, первое место по продажам продолжает удерживать Lada Granta, несмотря на падение спроса на 15% по результатам полугодия. Однако в течение ближайших месяцев продажи модели, вероятно, улучшатся благодаря выходу на рынок Granta в новом кузове – лифтбек. Второе и третье место удерживают Hyundai Solaris и Kia Rio. В первую пятерку также вошли Lada Largus и Renault Duster. Спрос на последний начал резко снижаться: в июле продажи кроссовера упали на 19%.

По мнению директора аналитического агентства «Автостат» Сергея Целикова, существует два сценария дальнейшего развития событий на российском авторынке. Первый заключается в том, что рынок во втором полугодии все же замедлит падение или даже стабилизируется.

«В этом варианте текущие -12-17% связаны с оверсейлом в декабре 2013 — марте 2014, когда были «дешевые» машины и ожидания дальнейшей девальвации рубля. Сейчас наоборот формируется отложенный спрос и ожидания новой волны скидок. И уже в сентябре — декабре снова будет продаваться более 200 тысяч автомобилей в месяц. Этот сценарий предполагает, что в экономике более-менее все в порядке, просто временная стагнация», — сообщил Целиков корреспонденту Autonews.ru. 

Второй сценарий выглядит куда менее оптимистичным: «Экономические санкции, приостановки зарубежных инвестиций, сокращение рынков сбыта сырья, снижение доходов населения и так далее – экономика катится под уклон. В этом случае падение на уровне 15-20% в месяц мы можем видеть еще в течение 6-10 месяцев подряд. В итоге откатимся на 140-160 тысяч новых машин в месяц и в следующем году 1,8-2,0 млн проданных автомобилей будет казаться вполне логичным результатом».