В 1912 году в мире насчитывалось около 30 тысяч электромобилей - примерно столько же составляют на данный момент общие продажи новомодной Tesla Model S. Но потом появился Генри Форд с его конвейером, и дешевые автомобили с двигателем внутреннего сгорания быстро заполонили рынок. Энергетический центр бизнес-школы «Сколково» в новом исследовании доказывает, что возвращение электромобиля произойдет быстрее, чем мы думаем.
В исследовании, снабженном эпиграфами из Станислава Лема и «Шерлока Холмса», обсуждаются четыре главных мифа об электромобилях.
1. Их батареи никогда не станут достаточно эффективными и доступными. Чтобы электромобили могли конкурировать с привычными нам авто по общей стоимости эксплуатации, стоимость энергии от электробатареи, по расчетам экспертов, не должна превышать $150/квт·ч. В 2013 году кВт·ч уже стоил примерно $450-600, а в более продвинутых батареях Tesla - $250. К 2018 году Tesla обещает снизить этот показатель еще вдвое, до $125. И в любом случае стоимость элементов питания для электромобилей будет стабильно снижаться благодаря крупным инвестициям в их производство и щедрым госсубсидиям. Объем рынка литий-ионных батарей вырастет, по прогнозам, с $1,6 млрд в 2012 году до $22 млрд в 2020-м, ну а там, где растут объемы производства, неизбежно падает себестоимость.
2. Электромобили всегда будут дороже, чем машины с ДВС. По расчетам экспертов бизнес-школы, общая стоимость владения Tesla Model S уже в 2013 году стала ниже, чем у бензинового Mercedes S. Ожидается, что будущая более дешевая Tesla Model E сможет наравне конкурировать с Toyota Camry.
3. Электромобили опаснее в эксплуатации, чем машины с ДВС. В прошлом году случаи самовозгорания Tesla Model S наделали много шума. Они внушили некоторым представление, что электромобили еще не достигли той ступени технической эволюции, на которой про безопасность можно не особенно волноваться. На самом деле все наоборот, пишут в исследовании: показатели краш-тестов у электрических авто хорошие, вероятность возгорания не больше, чем у машин с ДВС (по ограниченной сегодняшней статистике, даже гораздо меньше), и последствия возгорания менее опасны - грубо говоря, из-за отсутствия горючей жидкости меньше вероятность, что загорится вся машина, и пожар распространяется медленнее.
4. Потребители не готовы переходить на электромобили. Исследования показывают, что владельцы электромобилей больше удовлетворены своими машинами, чем владельцы обычных авто. Впрочем, это вполне понятно: покупают их сейчас в основном энтузиасты и «ранние последователи». А вот остальных убедить сложнее. Особенно потребители волнуются насчет времени автономного хода машины и продолжительности зарядки. Но эксперты «Сколково» считают, что и эти волнения несколько преувеличены: 80% водителей в день проезжают не более 80 км, то есть большинству потребителей одной зарядки будет хватать хотя бы на день, а то и на два-три.
Чтобы убедить публику в мифологичности всех этих представлений, однако, понадобятся большие усилия. Во-первых, производителям придется активно инвестировать как в сами новые модели (а это миллиарды долларов и годы разработки), так и в инфраструктуру (зарядные станции). Во-вторых, нужны усилия государства, в том числе и для того, чтобы производителям захотелось сделать эти колоссальные инвестиции. Мер придумано уже много: субсидии на заводы по выпуску батарей, субсидии и налоговые льготы для сборочных производств и непосредственно потребителям, бесплатная парковка для электромобилей и т.д., - вопрос в их массовости. Впереди, похоже, китайцы: они обещают при поддержке государства нарастить производство электромобилей до 2 млн в год уже к 2020 году.