О гараже Виктора Януковича, как и о прочих богатствах свергнутого президента Украины, найденных в брошенной им резиденции в Межигорье, говорится много. Коллекция старинных машин называется уникальной, сверхдорогой и эксклюзивной, а сам их владелец объявляется тонким ценителем автомобильной старины. Мы решили разобраться, так ли это на самом деле.
Первое, что можно увидеть при посещении гаража в Межигорье, это вереницу советских машин производства от 40—х годов вплоть до начала 90—х. В ряд выстроились «Победы», «Волги», УАЗы и «Запорожцы». Серенькие, блеклые, выкрашенные по советской моде второй половины XX века. Исключение составляет милицейский универсал ГАЗ 22М в красно—синей расцветке.
«Запорожцы» ЗАЗ—965 прижались к нескольким советским мотоциклам, среди которых оказался и «Днепр» с форсированным двигателем для сопровождения первых лиц государства. И тут же ярко—красный подарочный мотоцикл с двигателем от Corvette. Скорее, это произведение искусства, чем транспортное средство.
Чуть поодаль стоит пара десятков представительских машин. ЗИМ послевоенной поры, «Чайка», правительственные ЗИЛы и даже кабриолет ГАЗ—13Б, использовавшийся для проведения парадов в войсках киевского гарнизона. Если учесть тот факт, что представительские машины прошли долгую службу в органах власти Украины, их попадание в ретрогараж президента не вызывает удивления.
По всему видно, что собрание олдтаймеров Януковича это не полноценная коллекция в том виде, как ее представляют себе коллекционеры, а выставка подарков.
«В последние годы в чиновничий этикет вошло правило одаривания друг друга такими вот невинными автомобилями. — рассказывает эксперт по истории автомобилей, писатель Иван Падерин. — Коллекционная их ценность минимальна. Все они производились тиражами в сотни тысяч штук и зачастую восстановлены с нарушениями первоначального облика. Подавляющее большинство этих автомобилей по карману начинающему собирателю автостарины».
Их покупают на рынках за 100—200 тыс. руб. и затем отдают в обработку в одно из множеств ателье, специализирующихся на реставрации советских машин. Цена восстановления, к примеру, серийной «Волги» или «Победы» не превышает миллиона рублей.
В коллекции Януковича есть и транспортеры переднего края ЛуАЗ—967. С этих автомобилей начинает каждый коллекционер. Продаются они на вторичном рынке сравнительно недорого, по цене 250—300 тыс. рублей, и ремонт стоит копейки. Зачастую владельцы ограничиваются тем, что красят ЛуАЗы в зеленый цвет и выставляют у дверей своего кафе или автомойки.
Нет ничего особенно эксклюзивного и в американском Chevrolet Impala. Таких автомобилей в 1960—е годы промышленность США штамповала миллионами штук в год. И даже Rolls—Royce Phantom 1950 года вряд ли вызовет восторг у знатока, потому как эти машины в немалом количестве все еще бегают по английским дорогам и даже служат в развозных конторах. Цена на них в Великобритании начинается от 18 тысяч фунтов.
По недостоверной информации, в коллекции украинского президента был Horch 855 Special Roadster, который действительно является редким экземпляром. Таких автомобилей с 1935 по 1939 год было выпущено всего 7 штук. Стартовая цена на Horch 855 Special Roadster на специализированных аукционах превышает 2 миллиона долларов. Однако наличие этой машины в гараже у Януковича установлено лишь по музейной табличке, найденной рядом с пустым местом.
Что касается сына президента Виктора, то приписываемая ему коллекция в Гостомеле (а по слухам, именно туда перевезли и часть автомобилей отца) более современна и, пожалуй, брутальна: Mercedes—Benz SLS AMG, Bentley Brooklands, огромный пикап International МXT, гражданский броневик Conquest Knight XV. Вот только цена всего автопарка не превышает 2 миллионов долларов, что смешно по меркам нормальных диктаторов.