Словосочетание «выездное обслуживание», иначе говоря, «кейтеринг» (от английского catering) скрывает под собой как заказ суши, приготовленных в ближайшем японском ресторанчике, на дом, так и заказ банкета на сотню персон на борту круизного теплохода.
Несмотря на то, что крупный бизнес в России делает большие успехи по сравнению с бизнесом мелким, именно небольшие заказы суши, чаще всего на дом, сегодня задают тон на рынке. Именно поэтому молодой рынок российского кейтеринга отличается некоторой хаотичностью – в отличие от западного «старшего брата», в котором основу составляет упорядоченное снабжение полноценным питанием сотрудников предприятий и компаний. Заказы суши там делаются сразу человек на пятьдесят. Немудрено, что оборот западного рынка выездного обслуживания исчисляется десятками, а то и сотнями миллиардами долларов и евро, а кроме простого заказа суши клиенту предоставляется выбор из самых сложных услуг и изысканных блюд.
Придет ли когда-нибудь к этому отечественный рынок – и мы, потребители? Сложно сказать. Ключевая проблема, как ни странно, кроется именно в нас, точнее, в отечественном варианте корпоративной культуры. Несмотря на то, что наш бизнес во многом копирует западную модель, такого же уровня ответственности перед собственными сотрудниками, наши фирмы не достигли – возможно, пока. Во всяком случае, заказ суши на рабочее место нашим менеджерам от компании предлагается редко. Так что именно частными заказами суши, пиццы или обслуживания кормятся сегодня далеко не многочисленные кейтеринговые агентства.
Кроме того, до сих пор тот же банальный заказ суши воспринимается, скорее, как роскошь, чем как норма – по крайней мере, большинством населения. Очевидно, причины этого кроются не столько в ценах и условиях доставки (стоимость доставки при заказе суши обычно не превышает 10-15% стоимости заказа), сколько в нашем отношении к обслуживанию. Самообслуживание для нас все еще привычно.
Нелегко определить, сколько лет потребуется на то, чтобы изменить ситуацию и сделать наш кейтеринг крупным рынком.