Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 19 (999) от 8 мая 2012  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Политика

Инаугурация народа

Марина ЗАВАДСКАЯ

То есть о «марше миллионов» было заявлено давным-давно, еще пару месяцев назад. Вот, типа, потеплее, и мы покажем, сколько нас…



Сомнения в рядах

Потом долгое молчание и многочисленные крики не только профессиональных оппозиционеров, что протест слили, что хороводы с белыми ленточками надоели, что народ, конечно, не придет.



Возможно, в это верили и некоторые организаторы и прошлых митингов, и нынешнего «марша». Ольга Романова, «кошелек» протестных акций, уехала отдыхать в австрийские горы, то есть тихо ушла. Ирина Ясина ушла громко: написала в своем блоге на «Эхе Москвы», что не придет и почему: нужна постоянная, нудная работа (чтоб налоги в муниципалитеты шли, чтоб губернаторов не переназначали в срочном порядке), далекая от шоу-бизнеса, а ее нет. Ну вот и…



Заявители (Сергей Удальцов с компанией), судя по всему, тоже не очень-то верили в миллионы – и заявили численность акции в 5 тысяч человек.

Акцию долго согласовывали: маршрут, место… Согласовали в конце концов шествие по Якиманке с финальным митингом на Болотной – после того, как заявители сказали, что шествие и митинг будет в любом случае, даже если акцию не согласуют. Радикалы, презирающие согласованные акции, заявили, что пойдут на Манежную, а на Болотную не пойдут.


Опять Поклонная против Болотной!

В этот момент стало очевидно, что власти надеялись, что оппозиция отступит от своих планов и акции не будет, а теперь забеспокоилась. Как же! Надо же показать, что оппозиция – это меньшинство. Маргинальное к тому же.

А как показать? А как и раньше: более многочисленной акцией! Но это была уже пятница, время для формальной подачи заявки ушло. Ну что ж. Тогда было объявлено, что 6 мая на Поклонной состоится сборище по случаю годовщины Общероссийского народного фронта (который был создан 7 мая), а поскольку это не митинг и не шествие, путинг… то есть культурно-массовое мероприятие, праздник, то и согласования никакого не нужно. И заявили 50 тысяч участников.

Тем не менее, на Марш миллионов собрались приехать люди из регионов – около 50 городов оказалось охвачено этим движением! Почему? Да потому что достало!

Потому что инаугурация – это гораздо серьезнее, чем выборы. После выборов у многих еще оставались надежды… на разное. Ну, что Путин изменится – не дурак же он? Поймет что-нибудь. Начнет с чистого листа, наконец. Да и «действующий» президент еще на месте до 7 мая – авось, тоже что-то приличное сделает. И вроде как обещали кой-чего. Видеокамеры в избирательных участках поставили. Выборы губернаторов вот-вот вернут…

Но к концу апреля стало очевидно: никто и ничто не изменится. Ну, значит…

Перспектива присутствия в Москве помимо своих оппозиционеров еще и иногородних власти не вдохновила. Но тут методы отработанные: народ стали снимать с поездов, задерживать автобусы, отбирать права… Ну просто, на всякий случай. Да и провокации никто не отменял. Тем не менее, народ в Москву приехал. И пошел…



Еще Марш не начался, еще сцену для выступающих на митинге готовить не начали, а по сети Интернет прокатился вопрос: «Ну и где же ваш миллион?» Вопрос, понятно, задавали любители Путина. Они были уверены в провале Марша миллионов и победе культурно-массового путинга на Поклонной.


Узкие врата для широких масс

А народу на Марш пришло много – далеко не 5 тысяч. УВД говорит о 8 тысячах, оптимисты – о сотне тысяч, более реально мыслящие очевидцы – тысяч 50-60.

Через рамки, установленных полицией, проходили медленно. Полицаи тщательно проверяли всех – чтоб палатки, например, не проносили. А то ведь эти оппозиционеры, чего доброго, установят их где-нибудь и останутся там – а завтра инаугурация президента Путина. Нехорошо получится!

Ну и чтобы лишнего не проносили. В том числе воду – зачем она митингующим на пару-то часов?



Если зимой менты стояли хоть и плотно по всему ходу к месту митинга, то сейчас – в несколько слоев. Первой шеренгой были выставлены, так сказать, новобранцы, пацаны, а за их спинами – матерые полицаи, ОМОН. Все возможные пути к Кремлю были очень плотно перекрыты. Манежная площадь, где планировала собраться радикальная оппозиция (несогласованно), закрыта была полностью.

Сначала это вызывало недоумение, но вскоре начались и проблемы. О них читайте в «Хронике» (стр. 4 и 5 этого номера).

Чья была провокация (или чьи были провокации)? Власти, конечно. Создали узкое место и ни на шаг не соглашались сдвинуться полицаи.

«Пожалуй, основная улика – сама диспозиция «митингующие/ОМОН», – пишет eyra_0501. – О ней все сказано достаточно точно, повторяться смысла нет. Напомню только, что митинг на Болотной уже был, что он проходил в гораздо более сложных погодных условиях, и все было в порядке. Технология охраны митинга отработана, смысла как-то сужать возможности для прохода людей не имелось.

Что в сложившейся давке делают Удальцов и остальные лидеры? Они поступают единственно возможным способом, чтобы не допустить столкновений и сохранить жизни и здоровье людей. Они призывают сесть на землю. Иными словами, Удальцов и Навальный действовали в данной ситуации совершенно правильно и профессионально».


Легенды и провокации

В полийцаев кидали якобы дымовые шашки и файеры? Интересно. А на что ж тогда рамки? Как же они пропустили на митинг людей с такими опасными предметами? Так они и террористов с бомбами в людные места пропустят.

И тут три варианта:

1) непрофессионализм;

2) продажность;

3) потакание провокаторам. Есть и четвертый: перекладывание вины с больной головы на здоровую. На фото хорошо видно, что дымовуха летит не от митингующих в ОМОН, а как раз от ОМОНа в митингующих.

Сначала говорили, что двух ментов ножами пырнули. На следующий день ГУВД официально заявило, что никаких ножевых ранений не было. Но 20 правоохранителей пострадало!



А сколько пострадало мирных участников протестной акции? Никто их не считал, их официально вроде бы и нет. Хотя «винтили» народ жестко. Дубинками избивали, по асфальту тащили. Причем, не вероятных провокаторов (в масках), а тех, кого удобней. В том числе женщин.


Аресты

Лидеров, кстати, арестовали в первую очередь: Удальцова – прямо на сцене, на глазах у всех, Навального – перед сценой, Немцов и сам пошел арестовываться. Никто из них не сопротивлялся (так что пришлось выпустить кого сразу, кого после краткого суда на следующий день – 1000 штрафа, стандартная цена).

Обезглавить митингующих? Это правоохранители или их начальники так думали. Но не подумали о том, что лидеры могли бы удержать народ от провокаций своим авторитетом. Думали, что толпа рассеется, растеряется?

Но не подумали, что это уже не просто толпа. Люди не растерялись и оказали понятное сопротивление беспределу. Сколько омоновских касок в реке плавало? После акции ведь баграми с лодки вылавливали.

В общем, жесткими действиями ОМОНа власти добились только того, что люди не расходились до самой темноты.


Власть испугалась народа

А что же культурно-массовый путинг на Поклонной с заявленными 50 тысячами?

Он действительно прошел культурно, но с массовостью был напряг. Устроители говорили о 3 тысячах, УВД льстиво называло 30, а присутствовавшие на мероприятии журналисты разных изданий оценили собравшихся от 500 человек до 1 тысячи.

А чего же хотели устроители? Надо за неделю предупреждать сгоняемых о дате, чтоб они могли смириться. А не накануне. Путин сам же устроил четыре выходных дня – вот народ и рванул на дачи. Была, правда, «Почта России». Андрей Мальгин пошутил, что теперь понимает, почему письмо из Москвы в Москву идет 8 дней. Официально-то сказали, что путинг прошел с успехом, а марш провалился, но сами власти и привластники понимали, что наоборот, в численности они здорово проиграли.

Вот какой вывод из событий 6 мая сделал Михаил Делягин: «Россия отвергла самозванцев – и самозванцы начнут мстить ей новыми репрессиями, новыми зверствами, новыми провокациями. Но сегодняшней, насколько можно судить, провокацией Путин перешел черту: не могу представить, что он должен сделать хорошего, чтобы его вновь стали считать человеком (пусть даже нелегитимным, – но человеком)».



А Рустем Адагамов после окончания акции 6 мая сказал: «Самое главное: надо понимать, что сегодня было главное политическое событие года, а завтра в Кремле будет унылый секонд-хэнд».

Конечно: народ прошел свою инаугурацию 6 мая, а вот Путин – только на следующий день.


Президента в Кремль, а народ в кутузки

А на следующий день, на 7 мая, была запланирована акция «Белый город»: выйти на улицы по пути следования кортежа Путина и помахать ему белыми ленточками. Это так себе, флэш-моб, никакого разрешения не надо. Или, как писал в «Твиттере» Михаил Светов: «Кто ещё не слышал, в 10:00 на манежной площади культурно-массовое мероприятие. Сделаем «инаугурацию» Путина незабываемой».

Организаторов не было. Но поскольку народ уже инаугурировался накануне, обошлись своими силами. Вышли в район Манежной площади. Площадь была закрыта силами полиции, поэтому собирались недалеко, возле гостиницы «Националь». Появился ОМОН, стал теснить собравшихся по типу «кто не спрятался – я не виноват». Попадавшихся на пути омоновской цепи быстренько препровождали в автозаки.

Илья Яшин: «Автозаков не хватает. Задержанных к суду привозят на рейсовых автобусах, снятых с маршрутов».

Телеканал «Дождь»: «Немцов по телефону: «Я сидел в Жан-Жаке, вбежали полицейские, переворачивали столы, людей били, вот уже два часа сидим в автозаке».



Mikhail Svetov: «Берлускони у Рица столкнулся с митингующими. Помахал им рукой, и людей тут же арестовали».

«Твиттер» заполнился сообщениями: «Если Путин считает, что его любит народ, пусть инаугурируется на улице, как Обама»; «Пропустите избирателей к их избранному президенту!»; «Кенгуряция Перзидента войдёт в историю»; «А у вас есть пропуск на инаугурацию Путина? – Да у меня, блин, абонемент!»; «Путина народ поддерживает полностью, поэтому он пригласил на инагурация 3 тысячи человек и 14 тысяч омоновцев»; «Путин так уверен в народной поддержке, что в Москве уже начали перекрывать метро»; «поржал с нового хэштега везутботокс».

Каков результат? Плачевный. Для Путина, естественно. Всякий, кто смотрел репортаж о его инаугурации, мог обратить внимание: кортеж едет другим маршрутом, не таким, как обычно, и по совершенно пустому городу! Улицы пусты, как после нейтронной бомбы. Людей нет! Ну только если полицаев считать людьми…

Как же так? Ведь за него реально голосовали! Ну, пусть не тот процент, который ему нарисовали. Ну хоть 40% – точно. Да ладно – хоть 30%. Но ведь люди ж эти реальны! Они существуют, они не выдумка! Да хоть бы нашистов, МГЕР по обочинам поставить, чтоб флажками махали. Или в искренность даже их любви он не верит?

«Твиттер» снова заполнился сообщениями изумленных телезрителей: «Путин едет на инаугурацию ПО ПУСТОМУ ГОРОДУ. Где же народные гуляния?»; «Куда делись все Москвичи!? По телику показывают, что в столице осталось несколько мотоциклов и черный мерседес»; «Заставь дурака один раз инаугурироваться – он себе и лоб расшибёт»; «Ну что, ВВП можно поздравить. Он нарвался на кру-у-упные неприятности! Про покой прошлых лет может забыть!»; «Путин въехал в Кремль, но сможет ли он оттуда выехать?»

И по содержанию того, что происходило в Кремле: «Вдохновенно говорит Медведев. Путин улыбается. Метро перекрыто. Людей арестовывают. Москва пустая»; «Слова присяги про защиту прав человека и гражданина от Путина звучат натуральным издевательством»; «Как можно доверять власть в стране человеку. который не смог выучить 2 строчки присяги?».


Танцы с ОМОНом

Дальнейшие события дня путинской инаугурации напоминали странные «танцы с ОМОНом»: где бы люди ни собирались, следом приходил ОМОН и кого вытеснял, кого в автозак препровождал. Порою вежливо.

Козырев написал в «Твиттере»: «Путин так напуган, что похоже всерьез хочет арестовать сто тысяч москвичей». Ну, если считать по-чуровски… А если в реале, то чуть меньше.

В общем, около 300 человек было задержано – по сообщению ГУВД – 7 мая. Да вчерашние 650. Итого – почти тысяча задержанных в Москве за два дня! Вот уж точно: не Москва, а какая-то Омонсква!

Между тем вечерело. Официальные инаугурационные мероприятия завершились, гуляющих белоленточников разогнали, ОМОН пошел отдыхать.

А несколько незачищенных белоленточников остались. И собрались у памятника героям Плевны. На Старой площади. Метро «Китай-город».


И решили не уходить

Народ был молодой, что делать, не очень-то знал. Тогда послали твитт Навальному (его, как и Удальцова, днем отпустили, присудив 1000 рублей штрафа): приезжай! Он приехал. У молодежи было много вопросов по Болотной, и они получили ответы. Решено было остаться на Старой площади.

Полиция, конечно, присутствовала… Но вела себя мирно. А что? Генералы напраздновались и спать отправились, а рядовые остались сами по себе. Инициатива наказуема, вот они инициативу и не проявляли. Ну, в определенных пределах.

Сидящим на площади нужны были теплые вещи, горячее питье, еда и палатки. Но стоило палатке появиться, нак прибежали полицаи и забрали палатку и хозяина. Ну что ж. Протестанты уточнили пожелания, рассылаемые друзьям: палаток не надо, у ментов на палатки аллергия. Добыли пледы, скинулись на пенки (туристические коврики), продававшиеся в недалеко расположенном супермаркете – и им стало хорошо.

Pregel пустил в мир твит: «Путин, приезжай к избравшему тебя народу на Китай-город. Возьми еды, фонарики, одеяло».



Время шло, народу все прибывало. Начавшись с горсточки в полсотню человек, компания разрослась до двух сотен.

Приехал Сергей Удальцов. Шли часы в приятных беседах и пении песен. Настроение было такое: «В Китай-городе ощущение творимой истории. Можете мне поверить. 3 ночи в Августе 1991 г. начинались так же» (romanik). И такое: «Блин, читаю про Китай-город и думаю, если так все могут собраться, что нам мешает все поменять в этой стране – даже Путина не надо убирать!» (Andrew Romanenko).


Блуждающая звезда надежды

Время перевалило за три ночи, и полицаи очнулись. Вернее, очнулось их начальство. На площадь пригнали поливальную машину и стали поливать траву.

Ну что ж. Пришлось сняться с насиженного места и идти – куда? В сторону Чистых Прудов, где и днем бывали. Пошли. Проезжающие мимо машины одобрительно сигналили, прохожие (и в этот ночной час в Москве есть прохожие!) присоединялись.

На чистых Прудах не сложилось: оттуда их тоже погнали. И повторилась почти что дневная ситуация: колонна мирных граждан идет по ночной Москве, за ней следует ОМОН. Навальный рекомендует идти спокойно. И точно: пытающихся убежать омоновцы догоняют и отправляют в следующий следом за процессией автозак, а тех, кто идет спокойно, не трогают: повода нет! Колонна петляет от ОМОНа по переулком – в центре Москвы чудесные и многочисленные переулки.


А как звезду остановить?

Наконец добрались снова до Китай-Города, и полковник полиции подошел к Навальному и велел оставаться здесь. Надоело, видно, таскаться следом. За почти двухчасовую прогулку колонна выросла примерно до 2000 человек! Участники вспоминали Астрахань: там тоже во время шествия по городу колонна сильно увеличилась за счет присоединившихся прохожих.

И тут, наконец, полицаи решили действовать и задержали Навального и Удальцова. Та же ошибка, что и на Болотной: желание обезглавить протест. Но если люди не совсем уж стадо, вместо общепризнанных лидеров всегда найдутся другие.



А Навальный из автозака продолжал посылать твиты и людям на площади, и «всем, кто меня слышит» (как называют это радисты): «Нас с Удальцовым задержали. Ничего страшного. Остаемся на Китай-городе продолжаем народные гуляния»; «Тактика остается та же самая. Не сопротивляемся. Отходим/приходим. Объявите всем»; «В конфликт с милицией не входим. Едем на Китай-город, везём пледы, лютни и пожрать»; «Всем оставшимся: выберете прям щас координатора, кого-нибудь толкового, решительного и чтоб на лютне мог играть»; «Мы в ОВД Хамовники. Всё хорошо. Спасать нас не надо. Продолжаем народные гуляния на Китай-город».

Твиты дошли куда надо, и почти немедленно на площадь явился Илья Пономарев и продолжил ту же тактику мирного протеста.

На площади все спокойно. Полицаи в недоумении: народ поет песни, играет в бадминтон… Вот зарядку делать начали (под лозунгом «Кто не прыгает, тот Путин»). Придраться не к чему. Все нормально!


Вот только не уходят никак…

Недоумевают проведшие ночь без сна: «Как Путин долго думает держать осаду? Ведь как на инаугурации вечно людей разгонять не будешь. Ему еще гастролировать надо».

И действительно: как долго? Да, у Путина, власть и сила. Но зато недовольные им горожане просто живут в этом городе. Это их город, они могут гулять где угодно – и без охраны.

Как ситуация развернется?





























Марина ЗАВАДСКАЯ


Другие статьи номера в рубрике Политика:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100