Экономика
Есть ли у России внешняя политика?
Анастасия Попова
На днях я приняла участие в фокус-групповом исследовании на тему внешней политики России, которое проходило в здании юрфака ДВФУ. В исследовании участвовали молодые специалисты, как правило, бывшие выпускники факультета международных отношений бывшего ДВГУ.
Меня пригласили на это заседание, так как я побывала в Америке. Когда я увидела вопросы, на которые предстояло ответить, я вообще подумала, а стоит ли идти? Вопросы были такого плана: «Считаете ли вы, что общественная дипломатия в современной России может быть эффективна?» «Какие исследовательские организации России наиболее успешны в продвижении рекомендаций по формированию и реализации внешней политики России?»...
Я думала, что не могу на этот счёт ничего пояснить, потому что непрофессионал. Однако на этом заседании я поняла, что в принципе, ответить на эти вопросы мало что могут даже специалисты, которые там присутствовали.
«Каковы, на ваш взгляд, приоритеты внешней политики России?»
Я полагаю, что наша страна сейчас дружит со слабыми государствами, вроде Белоруссии и Северной Кореи, и портит отношения с развитыми. Оказалось, это было не только моё мнение. Специалисты-международники тоже сочли, что сейчас у государства есть ориентация на страны СНГ и на поддержку стран-изгоев.
Правда, мнения разделились: стоит ли так себя вести. В частности, специалист-общественник заявил, что не считает правильным ориентацию на дружбу со странами-изгоями, в которых, по мнению развитых стран, существуют режимы, нарушающие права человека. Другой эксперт пояснил, что считает такую политику правильной, поскольку в ряде стран произошли революции и, по мнению этого человека, произошли они благодаря Америке. И имеет смысл поддерживать те страны, где проходят революции, чтобы революция не докатилась до нас.
Какую международную миссию имеет наша страна?
Высказали мнение, что наша страна является мостом между Европой и Азией. Однако тут же последовало контр-мнение, что вовсе не является мостом, что ни европейским, ни азиатским странам такой мост не нужен и вообще непонятно, что вкладывается в понятие «мост между Европой и Азией». В общем, пришли к выводу, что какой-то международной миссии у России нет.
Угрозы для национальной безопасности России
Конечно прозвучала угроза «оранжевой революции», но она потонула в общем мнении, что каких-то определённых угроз, исходящих от других стран, нет, что России надо разобраться со своей внутренней политикой и наладить нормальный инвестиционный климат. Да и вообще, экономику надо наладить.
Кстати, экономическая тема в заседании прошла красной нитью. В частности, специалисты отметили, что у нашей страны по отношению к другим государствам есть конкретный экономический интерес – торговля ресурсами, и наше государство должно предпринимать шаги, грубо говоря, чтобы продавать их подороже. Однако, какие конкретные шаги предпринимает наше государство в этом направлении, я не поняла.
Вопросы общественной дипломатии
Специалисты отметили, что если на сегодня если и есть какая-то общественная дипломатия, она носит имиджевый характер. Девушка из визовой службы отметила, что прожила три года в Шанхае и посещала подобную организацию. На её взгляд, такие организации способствуют уменьшению стереотипов и поэтому нужны. Я, как человек, заряженный на борьбу с перечислением денег непонятно куда, задала вопросы: «Для каких целей нужна общественная дипломатия?», «На какие деньги это будет проводиться?»
Специалисты пояснили, что во многих странах, в частности, в Японии, выделяются деньги на улучшение имиджа в других странах, и это довольно эффективно, это решает некоторые задачи внешней политики. А что касается точечных проблем, общественную дипломатию применяет и, довольно успешно, Южная Корея, в частности, для цели увеличения влияния на Востоке, она ставит вопрос о переименовании Японского моря в Восточное море, для чего был создан институт.
Знаете, что я думаю? Это структуры, которые будут финансироваться из бюджетных средств для того, чтобы устраивать международные междусобойчики в других странах, что будет способствовать решению некоторых задач внешней политики, которых нет.
Я думаю, многие согласятся, что всякого рода имиджевые проекты на сегодня загнали страну в политический кризис. Что мы видим на примере внутренней политики? Обескровливается бизнес и социальная сфера, а деньги пускаются на зависимые СМИ, движения типа «Наши», «Молодая гвардия», митинги типа того, что был на Поклонной... Давайте создадим аналог движения «Наши» за рубежом.
Исследования в области внешней политики
Эти вопросы загнали фокус-группу в тупик. Один из специалистов ответил, что исследования, конечно, нужны, они благоприятно влияют на что-то. Но, когда стали обсуждать, насколько власть имущие готовы прислушиваться к мнению экспертов, был назван только один специалист МГИМО. Какие конкретные рекомендации он разработал, я не поняла.
А я так и сказала, что какие-нибудь исследования чего-нибудь не нужны. Вряд ли они хотят проводить исследования за свой счёт. Значит, должно выделить деньги государство. Исследование законодательства и экономической ситуации Китая, Японии и Южной Кореи, безусловно, нужно. Исследование инвестиционного климата азиатских стран нужно. А какое-нибудь исследование не нужно. Ибо это не исследование, а обыкновенное желание на халяву съездить за рубеж.
Качество специалистов-международников, и насколько они востребованы на рынке труда
Прозвучало мнение, что нашим международники уступают в качестве подготовки московским и в теоретической, и в практической части. Что большинство выпускников не находят себе применения.
Преподаватель университета предложил порассуждать, стоит ли повернуть рынок в сторону международников. А также прошла мысль, что нужно наладить пропаганду для реализации задач внешней политики. Я, естественно, стала возмущаться, ибо задача журналиста, вообще-то, писать правду, а не вешать лапшу...
Какое ощущение у меня сложилось? Ощущение пустоты. Такое чувство, что международное направление ДВФУ работает так себе, специалисты плохо востребованы, а для того, чтобы они были востребованы, нужно государству выделить деньги на имиджевые проекты общественной дипломатии, которые, конечно, никогда не помешают, но и не решат никаких задач внешней политики, поскольку внятной внешней политики у государства нет, за исключением поддержки стран-изгоев, которая происходит не благодаря какому-то экономическому интересу, а, в основном, из-за боязни конкретных людей, что их повыкидывают с постов.
Радует то, что на фокус-группе были молодые люди, если не ошибаюсь, не старше 25 лет, которые худо-бедно разбираются в международной политике, и посему такие термины как «мост между Европой и Азией», «общественная дипломатия» просто раздолбали... Радует, что в силу возраста, ещё не научились врать и, действительно, говорили о проблемах, не дали увести разговор в русло «общественная дипломатия нужна», «исследования всегда нужны».
А вообще, эта пустота ощущается на многих краевых мероприятиях с красивым словом «международный». А если совсем откровенно, какой-то осознанной внешней либо внутренней политики я не вижу. Вот и топчемся «околоноля», обрамляя стихийные явления пафосными фразами о том, как надо бы...
Анастасия Попова
Другие статьи номера в рубрике Экономика: