Экономика
За копейки рабочие варятся в кислотах
Александра НАБОКОВА, Дальнегорск – Владивосток
«Придут хозяева, наведут порядок», – говорил Ельцин. «Но пришли не хозяева, а воры».
Игорь Шувалов |
С такой фразы началось наше знакомство с могучим, богатырского сложения работником ЗАО «Горно-химическая компания» «БОР».
Надо сказать, что командировки в таежный город Дальнегорск всегда интересны. Горняки охотно идут на контакты с журналистами нашей правозащитной газеты, и уезжаешь оттуда всегда c насыщенной, на злобу дня информацией.
Но зачастую люди просят не разглашать авторов информации. Не из-за трусости людей, а жестокой действительности. Авторов, разоблачающих действия «хозяев-правителей», не моргнув глазом, вышвырнут за ворота предприятия, и деваться будет НЕКУДА!
Поэтому своего собеседника я буду называть Василием Павловичем.
– Василий Павлович, как так получается, что выпускаемая вашим предприятием борная кислота, бойко идущая в основном на Азиатско-Тихоокеанский рынок за валюту, дальнегорских рабочих доводит до нищеты?
– Хозяева месяцами не платят заработную плату! Рабочие вместо спокойного житья вынуждены бастовать. Их понять можно: семью надо кормить. Однако, как понять действия «хозяев» «Бора» – владельцев уникального, единственного в России месторождения даталитовых руд – которые доводят рабочих до нужды?
– Я наслышана, что за сутки ваше предприятие выпускает в среднем 320-360 тонн борной кислоты! Это немало. А если ее с толком продать, то предприятие и работники ЗАО ГХК «Бор» должны жить в достатке. Тем более, на борную кислоту немалый спрос.
Василий Павлович:
«Всё до преступного цинизма просто. Я своими руками 35 лет строил предприятие, а 20 лет «хозяева» его безнаказанно, на глазах у всех уничтожают! Посудите сами, если к 1990 году в «Боре» работало 12 тысяч, то сейчас немногим более 3 тысяч рабочих!
МУЖИКИ НАШИ С «БОРА» УХОДЯТ. И ВСЁ БОЛЬШЕ НА СЕВЕРА, – НА ДОБЫЧУ ЗОЛОТА. ИНАЧЕ, СЕМЬЮ НЕ ПРОКОРМИШЬ…
А нашим «БОРОМ» гордиться надо и достойно людям платить. Вы правильно заметили, что наш «БОР» лучший в мире. В Турции, например, борная кислота выпускается, но она техническая. Американская продукция «Боракс» имеет другую химическую структуру, наша лучше.
А наша продукция очень востребована! Мы примерно раз в 10 дней отправляем пароход с 3,2 тысячи тонн уникальной борной кислоты. За месяц выпускаем 10 тысяч тонн борной кислоты. Это в наших условиях немало…
Груженные борной кислотой пароходы направляются в Японию, Южную Корею, Китай, Гонконг и т.д. Помимо медицины, наша продукция идет на изготовление стекла, радиодеталей, посуды, бронежилетов, радиоприборов, металлов и многого другого… И мы не должны жить так плохо.
Разве хорошо, когда заработная плата рабочих вредного цеха списка № 1, представляете, со всеми надбавками, составляет от 10 тысяч рублей до 20! А высчитают, и получишь чистоганом с гулькин нос. За эти копейки РАБОЧИЕ БУКВАЛЬНО ВАРЯТСЯ В КИСЛОТАХ!
Хозяев не волнует, что рабочие дышат парами серной кислоты, что завышен радиационный фон. Да-да, известняк, идущий для приготовления известкового молока, которое идет для дальнейшего химического процесса при получении борной кислоты, дает такие вот результаты.
Спецодежду выдают один раз в 4 года. На мыле и то экономят. Почему-то молоко выделяют в виде денежной компенсации – 50 рублей за литр! Хотя за 8-часовую смену в опасном для здоровья цеху положено ВЫПИВАТЬ пол-литра МОЛОКА.
Разве хорошо, когда в отделении фильтрации, где в основном работают ЖЕНЩИНЫ, так как МУЖЧИНЫ уехали кто в «Амур-золото», кто на Чукотку, Камчатку, Сахалин на добычу золота, получают аж целых ВОСЕМЬ тысяч рублей?! И то надо иметь 6 разряд, соответствующее образование, минимум – техникум, и отработать 10 лет на данном предприятии.
А куда, спрашивается, на какое развитие ушли огромные кредиты, представляете, целых 2,5 миллиарда рублей? Новые «хозяева» ни копейки не дали на развитие предприятия. А долг повесили на «Бор». И каждый месяц «боровики» выплачивают ПРОЦЕНТЫ за кредит. Представляете, 31 миллиончик надо «выкатить», не зная, за что! При этом ничего не реконструируется! Так откуда рабочим найдется достойная заработная плата, если МИЛЛИАРДЫ оседают в карманах «новых хозяев»?
– Василий Павлович, интересно, чем тогда занимаются эти «новые хозяева»? Они, что, только и знают, что грабить нещадно рабочих и известный во всём мире «БОР»? Кто они, «герои» сегодняшнего дня?
Василий Павлович:
«Вдумайтесь сами, для чего то и дело «Бор» называют по-разному? Рабочих просто лихорадит от перемены собственников и вместе с этим смены вывесок, когда формально химики переходят из одного предприятия в другое?
А чем они занимаются, отвечу. Возмутительно, каждый новый «хозяин» свою деятельность начинает не с созидания, а с разрушения.
Химические цеха, они же металлоемкие, только стены бетонные. Причем, металл черный и нержавейка. Так, каждый новый хозяин смотрит, где бы чего урвать. И, как правило, начинают с распила металлоемких цехов. Проконтролировать, по каким реальным ценам реализуется металлолом, невозможно. Ведь новые «хозяева» сбывают металлолом в Китай. Простого рабочего и даже начальника цеха не допустят к информации, сколько у него порезали металлолома.
Сведения по экономическим показателям – себестоимости, отпускной цене, уровню рентабельности – до работников «БОРА» не доводятся. Информация для рабочих закрыта.
Однако кое-какая информация просочилась. Не так давно приехала служба безопасности горнорудной компании из Москвы, вскрыла компьютеры, вытащила жесткие диски, стерла, какую надо было информацию и установила по новой.
Для чего это сделано? Чтобы замести следы двойной бухгалтерии, такой напрашивается вывод.
Просочилась информация и о фирме в Гонконге, которая закупает у «Бора» борную кислоту.
За тонну платит хозяину по документам 527 долларов. А себестоимость ее равна 520 долларам. То есть, получается прибыли 7 долларов с каждой тонны. В печати такой информации нигде нет. Вот и смехотворные налоги, вот и развитие предприятия, отсюда и мизерная заработная плата рабочих!
Амортизационных отчислений нет, основные средства производства не восстанавливаются, а вырабатываются до нуля. То есть никаких вложений в развитие предприятия за последние 20 лет, с момента прихода новых «хозяев» в лице горно-химической компании, нет.
По нашим подсчетам, одна тонна борной кислоты в разных гонконгах реализуется не менее чем по одной тысяче долларов.
Спрашивается, где, в чьих карманах оседают с каждой тонны 473 доллара?
Думаю, вам понятно, почему у рабочих «Бора» такая низкая заработная плата, и почему народ всё более нищает и проявляет недовольство».
Спасибо Вам, Василий Павлович за этот рассказ.
Не зря сегодня в «Боре» более половины работающих – пенсионеры. Молодежь данные социально-экономические условия не устраивают. Что будет завтра с «Бором», печали у власти нет. Не исключено, что тоже продадут за кордон.
На днях в опальный таежный город Дальнегорск прибыл вице-премьер Игорь Иванович Шувалов. Будто бы с ним был то ли сам хозяин горно-химической компании, то ли его помощник. Точной информации нет.
А перед приездом И. Шувалова рабочим «Бора» выдали кое-какие деньги.
Игорь Иванович со своей свитой провел встречу в «Боре», спрашивал, что людей волнует, как живут?
«Новые хозяева» пытались сгладить острые моменты, дескать, нормально, средняя заработная плата здесь 18 тысяч рублей, но нарвались на дружный хохот…
«Что вы мне рапортуете?» – строго спросил у чиновников вице-премьер Шувалов и вскоре укатил.
А рабочие как варились в кислотах за копейки, так и варятся. Идти больше некуда, как и жаловаться.
А кто истинные хозяева природных богатств, тоже непонятно. Если по Конституции Российской Федерации, то МЫ. А на деле получается, что мистеры Икс…
Может, придет время, и мистерами-твистерами заинтересуются карательные органы, и они назовут истинных хозяев, обогащающихся за счет рабочих, которые сегодня варятся в кислотах?
Ждите, когда рак на горе свистнет…
Александра НАБОКОВА, Дальнегорск – Владивосток
Другие статьи номера в рубрике Экономика: