Новости
Избавиться от пробок на границах помогут единые таможенные стандарты
rbcdaily.ru
Значительная часть импорта, идущая в Россию, ввозится в страну через сухопутную границу с Латвией. В это прибалтийское государство грузы попадают как транзитом из других стран Европы, так и через морские порты.
О том, чем привлекательно латвийское направление для российских импортеров, почему на погранпереходах с Россией скапливаются огромные пробки и как можно решить эту проблему, корреспонденту РБК daily СЕРГЕЮ КОВАЛЬЧЕНКО рассказал исполнительный директор таможенной службы Латвии ЭЙДИС ЦЕЙПЕ.
— Самый известный и напряженный в плане грузопотока погранпереход Бурачки расположен на границе Латвии и Псковской области. В день через него в сторону России проходит в среднем более 300 грузовиков. Ведутся ли какие-то переговоры с российской стороной о реконструкции и расширении его пропускной способности?
— В 2010 году в Петербурге в рамках Международного экономического форума было подписано соглашение между федеральным агентством, Росграницей, и Службой госдоходов Латвии по поводу обмена информацией, согласования проектов, грузопотоков, развития границы и так далее. Работы ведутся по всем переходам, в том числе и по этому, но как у одной, так и у другой стороны есть ограничения в финансах.
— Может быть для решения проблемы очередей стоит перенять этот опыт, опробованный на белорусско-польской границе, и посадить российских таможенников для предварительной проверки документов на территории Латвии?
— Если российская сторона выйдет с такой инициативой, то со стороны таможни мы ее поддержим. Надо будет найти помещение для российского коллеги — найдем. Тут еще будет вопрос к пограничникам, которые отвечают за безопасность. Более того, есть идея, чтобы латвийские пограничники и таможенники могли работать в Себеже и вместе с российскими коллегами проводить контроль пассажирских поездов, чтобы ускорить эту процедуру. Межправительственная транспортная комиссия сейчас начала обсуждать этот вопрос. Думаю, что пока не будет конкретного результата, но начало будет положено.
— Есть ли подсчеты, какая сумма нужна на модернизацию сухопутных пунктов пропуска с латвийской стороны?
— Мы уже окончили частичную модернизацию перехода Терехово — Гребнево, там, где идет контроль импорта из России. На это было истрачено порядка 5—6 млн латов (260—310 млн руб. — РБК daily). Из-за сокращения бюджета мы еще не начали реконструкцию на экспортном направлении. Российской стороне для реконструкции своей части этого перехода может понадобиться около 10 млн латов (520 млн руб.).
Что касается перехода Вентули — Лудонка, мы сейчас вместе с российской стороной ждем ответа от европейской программы EMPI. В случае успеха на первом этапе будут выделены деньги на проектирование, земляные работы и строительство здания для работы персонала. Второй этап — это работы по созданию контрольной инфраструктуры. Только пункт пропуска Вентули требует 4,5 млн евро, из них 3,8 млн планируется получить от EMPI, остальное — из бюджета Латвии. Результаты рассмотрения заявки мы получим осенью. Со стороны России в заявке участвует пропускной пункт Бруничево. Росграница считает приоритетной модернизацию именно этого пункта.
— Он ведь только пассажирский?
— Да, но все равно там плохие условия у работников. Там российская сторона просит 2 млн евро из бюджета EMPI и 220 тыс. евро готова выделить сама. Это будет модернизация условий труда для пограничников оказывающих таможенные услуги.
— Получается, что Россия на деньги EMPI собирается реконструировать Бруничево, а Латвия — Вентули — Лудонка?
— Да, получается такая ситуация. Если мы выиграем средства на Вентули и построим пункт пропуска, то открыть для проезда грузового транспорта мы его не сможем, поскольку потребуется строительство нового моста на физической границе России и Латвии. Росграница говорит еще про один мост где-то на территории России. В итоге, чтобы пустить через Вентули грузовики, нужно построить два моста и привести в порядок дороги. Пока эти очень затратные работы не будут выполнены, грузопоток через этот пункт не сможет пойти.
— Сколько грузовиков в сутки можно будет через него пустить?
— Планируется, что за сутки через пункт Вентули — Лудонка сможет пройти до 100 грузовых машин.
— Еще одним важным перевалочным звеном для российского импорта стали прибалтийские порты. Хотя на северо-западе России есть порт Санкт-Петербург, активно развивается порт в Усть-Луге. В чем причина того, что грузы для России идут через Ригу, а не через собственные порты?
— Конкурентоспособность любого порта обусловлена прежде всего ценами на услуги и сервисом, а также качеством таможенных услуг.
— Сколько времени уходит на выпуск контейнера в порту Риги?
— Это зависит от того, как быстро груз попадет с корабля в портовую зону. Срок оформления таможней зависит уже от того, в порядке ли все документы. Если он отправляется на физический контроль с выгрузкой, то там уходит пять часов на выгрузку, подсчет и проверку.
— А если без выгрузки?
— Без выгрузки оформление занимает считаные минуты. В основу таможенного контроля положен анализ рисков. Он идет уже с того момента, как таможня получила документы. Что пришло с корабля, что заходит в зону, проходит предварительную оценку. Потом уже, при проведении процедуры, рассматриваются остальные документы. Помогает во многом и качество информационной системы.
— Быстрое таможенное оформление сказывается на популярности портов Латвии?
— Возможно. Добавлю, что есть и конкуренция за грузы между портами стран ЕС. Сейчас можно проводить таможенное оформление грузов, скажем, в Германии, Голландии или Греции. Если бы бизнес увидел в портах Латвии коррупцию, плохое отношение к клиенту, сложные бюрократические процедуры, то он выбрал бы другой порт для своего груза. Конкуренция между портами стран ЕС возникает потому, что часть таможенных сборов перечисляется в Брюссель, в казну ЕС, а часть от этого налога вернется в страну, где он был получен. Если литовцы и эстонцы будут работать лучше, то они получат больше денег из казны Евросоюза. Поэтому возникает даже такая локальная конкуренция между нами. Это стимулирует соблюдать баланс между контролем и сервисом, но это не значит, что мы не проводим контроль.
— Как вы думаете, когда проблема коммуникации через границу может быть глобально решена?
— Если Россия присоединится к единой транзитной процедуре, то у нас будут схожие требования и стандарты. Это ускорит и упростит процесс. Если единый стандарт будет действовать в отношении признанных экономических операторов, в отношении которых таможенный контроль будет упрощен. Единые стандарты и процедуры — это дало бы эффект без реального вложения денег в инфраструктуру.
Другие статьи номера в рубрике Новости: