Новости
Открытие, сравнимое с антибиотиками
Екатерина ИВАНОВА.
ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ПРОРЫВ В МЕДИЦИНЕ
В «АВ» раздался звонок: «К нам приехал учёный из Новоссибирска, который сделал открытие, сравнимое с открытием антибиотиков. В разработке участвовали сотрудники ТИНРО».
Евгений Верещагин, профессор Новоссибирского медицинского университета, заместитель директора по науке Сибирского центра фармакологии и биотехнологий так высоко не может оценить эти открытия.
– Открытие антибиотиков – целая эпоха. Наша открытие – это сумма нескольких технологий, которые позволяют либо создавать новые препараты, либо создавать транспортные системы для лекарственных препаратов. Можем взять старое лекарство с невысокой эффективностью и при помощи нашей технологии сделать его гораздо эффективнее, – говорит Евгений Верещагин.
Например, совместно с академией наук институтом атомной физики и психологии и генетики была разработана очень интересная технология. Учёные начали работать над этим проектом в 2002 году. Финансирование частично было за счёт частного капитала. Они разработали принцип, позволяющий физическим путём прикрепить к молекуле другую молекулу, которая сделает её невидимой для иммунной системы человека.
– Американские учёные делали это при помощи методов химического воздействия. Но эта технология получалась дорогостоящей. Нужна была многоразовая очистка. Таким образом, одна ампула могла стоить 100 тыс. долларов. Сшивать молекулы физическим путём, используя сварку электронов, гораздо дешевле. В Новосибирске мы научились это делать. Теперь препараты на основе этой технологии можно довести до промышленного масштаба, – говорит Евгений Иванович.
В изготовлении сибирских лекарств планируется использовать российское сырьё, в том числе, поставляемое из Приморского края.
– С несколькими учёными из ТИНРО-центра мы продолжаем работать. Они дали нам позитивный толчок. Именно ТИНРО снабжает нас субстанциями, в первую очередь, морепродуктами. Экстракты рыб, кальмаров, морских ежей, водорослей – это то, что мы используем для своих препаратов, тем более, некоторые ферменты рыб сходны с человеческими, – говорит Евгений Иванович.
Этот принцип может использоваться в производстве БАДов. Как считает Евгений Иванович, БАДы в России себя дискредитировали по двум причинам. Во-первых, иногда производством БАДов занимаются халтурщики. Как признался Евгению Ивановичу один знакомый, к нему на экспертизу нередко «производители БАДов» приносят мел. Другая причина биологически активные вещества хорошие, но не усваиваются организмом, поэтому эффект небольшой. Соответственно, эта технология могла бы скрыть весь потенциал качественных БАДов.
Ещё из новинок: группа учёных из Новосибирска на основе этого же метода разработала интересный тромболитик. Он в таблетках, хотя обычно тромболитики вводятся при помощи капельницы. Не вызывает кровотечения, которое является главным побочным эффектом многих тромболитиков.
По гипотезе Евгения Верещагина, например, такое заболевание, как вегето-сосудистая дистония возникает из-за того, что в венозных сосудах коры головного мозга образуются сгустки крови.
Но самое интересное открытие новоссибирских учёных – это открытие иммуно-стимулирующего фактора. Препарат помогает во много раз повысить иммунитет человека, поэтому показан при лечении рака.
– Мы не говорим, что это лекарство будет бороться с опухолями. Задача нашего препарата вспомогательная. Онкологи с помощью химиотерапии уменьшают опухоль, и когда она становится совсем небольшой, сталкиваются с тем, что лечение приходится прервать – у пациента не осталось иммунитета. Здесь поможет наш препарат, – говорит Евгений Иванович.
Этот препарат не был изобретён ранее по смешным причинам. Учёные не всегда могут позволить себе заниматься некоторыми разработками, потому что нет финансирования. У тех, кто готов давать средства, есть свои пунктики. Сейчас, например, модно давать деньги на финансирование расшифровки ДНК. Примерно раз в десять лет появляется очередной научный труд о нуклеиновых кислотах, хотя эта тема у исследователей незаслуженно непопулярна. В основе препарата, повышающего иммунитет, лежит принцип увеличения нуклеиновых кислот в клетке.
– На семинаре, посвящённом сепсису, на котором я присутствовал, куда съехались крупные учёные страны, ни слова об нуклеиновых кислотах не было сказано, – говорит Евгений Верещагин. – Я выступил с докладом. Говорю: «Допустим, у человека двусторонняя пневмония. Чтобы выбраться из этого состояния, у него должно быть в два раза больше лейкоцитов. Правильно?» «Правильно», – отвечают. «А продолжительность жизни лейкоцита в период болезни уменьшается в сотни раз. Для того, чтобы клетка разделилась, она должна содержать нуклеиновые кислоты. То есть, самый затратный механизм в производстве иммунитета – это синтез нуклеиновых кислот. Если клетка с ним справится, то болезнь отступит». В учебниках описывается среднестатистическая клетка. Средняя температура по больнице. Есть несколько органов, которые должны максимально интенсивно работать при заболевании. Например, селезёнка, печень, кишечник. Но клетке в этот период не хватает воздуха, возникает энергетический дисбаланс, а нагрузка увеличивается в сотни раз. Поэтому для того, чтобы повысить иммунитет, нужно помочь ей больше и быстрее производить нуклеиновые кислоты.
Этот принцип лёг в основу иммуностимулирующего препарата. Его опробовали на больных, находящихся в очень тяжёлом состоянии, подключенных к аппарату искусственного дыхания, у которых наблюдается кишечная недостаточность, сепсис. Как правило, это были пострадавшие от ожогов. В лучших клиниках Европы таких граждан почти в 30% случаях спасти не удаётся, в России – в 60% случаях. Эксперимент показал, что при использовании препарата на основе нуклеиновых кислот, смертность уменьшилась в два раза.
Сейчас Евгений Верещагин собирается провести исследования, способен ли этот препарат помочь при СПИДе.
А значит, возможно, эта разработка откроет новую веху в медицине, как открыли когда-то антибиотики...
Екатерина ИВАНОВА.
Другие статьи номера в рубрике Новости: