Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 27 (851) от 8 июля 2009  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Политика

Нас укусило прошлое

Марина ЗАВАДСКАЯ

Первое впечатление: доигрались! Второе: допросились! Хотя это, в принципе, одно и то же.

Не приукрашивайте

Парламентская ассамблея ОБСЕ в пятницу приняла резолюцию, которая возлагает равную ответственность за начало Второй мировой войны на нацистскую Германию и СССР.

Associated Press.

Кроме того, 23 августа – день подписания пакта Молотова-Риббентропа (см. фото) – станет международным днем памяти жертв сталинизма и нацизма. Кроме того, в документе от России как участника ОБСЕ требуют отказа от демонстраций во славу советского прошлого и избавления от структур, «приукрашивающих историю».

Почему доигрались-допросились? Ну как же! А кто всерьез готовится принять закон об уголовном преследовании за отрицание нашей Победы? Наша замечательная Госдума и наше замечательное Правительство.

Совершенно бессмысленный с точки зрения здравого смысла закон. Никто ведь в здравом уме и трезвой памяти не будет отрицать, что СССР победил, что советские войска дошли до Берлина – разве что неграмотные и невменяемые. Закон рассчитан на неграмотных и невменяемых? Наверное, нет.

Наверное, инициаторы и продвигатели закона предполагают, что есть некие злодеи, кто будет отрицать исторические факты. А тут еще и комиссия, созданная президентом, по фальсификации… то есть против фальсификации истории в интересах… то есть в ущерб интересам России. Что имеется в виду? Что правильна только официальная история, в которой Сталин назван эффективным менеджером?

Вот Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе и припомнила нам этого «менеджера». И тоже ведь против фактов не попрешь: действительно, 23 августа 1939 года был подписан пакт Молотова-Риббентропа (или Риббентропа-Молотова, что не меняет сути дела), разделяющий Европу между гитлеровской Германией и сталинской Россией. Гитлер из врага в одночасье стал союзником, и когда буквально через неделю, 1 августа 1939 года Германия напала на Польшу, Советский Союз не осудил агрессора, а тогдашняя советская пресса насмехалась над поражениями польской армии…

Кто начал?

А ведь это началась Вторая мировая война. 3 сентября войну Германии объявили Англия и Франция (США заявили о своем нейтралитете в войне), 6 сентября – Южно-Африканский Союз, 10 сентября – Канада.

Через две с половиной недели, 17 сентября, начался «освободительный поход» Красной Армии в Польшу. «Дружественные» армии СССР и Германии дошли до заранее согласованного рубежа и встретились. Была установлена советско-германская граница, линия которой фиксировалась протоколами к Договору о дружбе и границе от 28 сентября 1939 года. И еще почти два года речь шла исключительно о дружбе с Германией, а в справочниках, выпущенных в СССР между 1 сентября 1939 г. и 22 июня 1941 г., говорилось, что мировую войну развязала Англия.

Конечно, конечно можно спросить, почему ОБСЕ не вспомнила о Мюнхен-ском соглашении 1938 г. о расчленении Чехословакии. Это соглашение было подписано 29 сентября в Мюнхене главой правительства Великобритании Невиллом Чемберленом, председателем кабинета министров Франции Эдуардом Даладье, лидерами нацистской Германии Адольфом Гитлером и фашистской Италии Бенито Муссолини. Документ был заключен при поддержке Соединенных Штатов. Ответ простой: страны – подписанты этого соглашения давно признали, что это соглашение их отнюдь не украшает и не пытаются уверить всех, что оно было правильным и необходимым. В отличие от…

В отличие от, увы, России. Недавно на сайте Министерства обороны РФ появилась статья, оправдывающая агрессию Германии против Польши. Германия, дескать, предъявила вполне справедливые и очень ограниченные территориальные претензии к Польше, а та с претензиями не согласилась, в результате чего Германия вынуждена была начать войну. Статья провисела на сайте не слишком долго, была снята с объяснениями, что это просто так, ради дискуссии… Но этого «недолго» вполне хватило для скандала. Тем более что о «нехорошем поведении» Польши было сказано и по телевидению в программе «Вести недели».

Но то, кто, как и почему начал войну – не гипотеза, а факты, известные поминутно и поименно, подробно рассмотренные на Нюрнбергском трибунале.

Так что ПА ОБСЕ просто обязана была принять эту резолюцию! Хотя бы просто как напоминание.

В поисках исторической правды

Когда-то нам говорили в школе, что «освободительный поход» был совершенно правильный: когда Германия все-таки напала на СССР, несмотря на договор (о котором нам как-то забывали сказать, не говоря уж о секретных протоколах к нему), то расстояние от границы до Москвы оказалось гораздо больше, чем, например, в 1939 году.

Вроде бы правильно? Да, вроде бы. Но есть и другая сторона вопроса: этот договор позволил Гитлеру завоевывать Европу, не опасаясь удара от СССР. И уж собрав все богатства Европы, поставив всю ее промышленность на благо немецкого оружия, укрепившись – с новыми силами обрушиться на нашу страну. Кто там лелеял коварные планы, кто кого собирался опередить – уже неважно, когда «опережение» случилось.

Вообще-то ВСЕ втянутые в войну стороны и страны в разные периоды перед войной и во время войны вели себя не лучшим образом, у всех рыльца в пушку. Но нельзя делать вид, что наша сторона всегда была только белой и пушистой. Так не бывает. В истории любой страны и любого народа есть страницы героические и есть страницы позорные. Скрывать это не следует… да и невозможно. Надо честно говорить: да, в такое-то время в таком-то действии мы были неправы. Мы это осознали, мы это осудили, мы это преодолели – и больше такого не случится.

Вместо этого появляется указ «О Комиссии при Президенте Российской Федерации по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России». А потом и комиссия создается. А потом появляется письмо из Отделения историко-филологических наук (ОИФН) Российской академии наук руководителям научных учреждений ОИФН РАН, подписанное заместителем академика – секретаря Отделения историко-филологических наук РАН, руководителем секции истории ОИФН РАН академиком В.А. Тишковым: «Просим вас представить… Аннотированный перечень историко-культурных фальсификаций в областях, соответствующих основным направлениям института (с указанием основных источников, авторов, формирующих и распространяющих фальсификацию; потенциальную опасность данной фальсификации интересам России; предварительных предложений по мерам научного опровержения фальсификации».

Впрочем, здравые силы в Академии тоже есть. Директор Института всеобщей истории РАН, академик А.О. Чубарьян, входящий в ту самую Комиссию по фальсификации (будем кратко именовать ее Комфас), на письмо не ответил, а корреспонденту «Новой газеты» сказал: «Исторические документы, историческая правда – лучшее средство от фальсификаций. Думаю, мы будем обсуждать именно эту проблему на заседании президентской комиссии. Думаю, что буквально на первом заседании надо будет обсудить принципиальный методологический вопрос: что такое фальсификация, а что такое точка зрения? Наука не может развиваться без дискуссий, и нельзя, чтобы один оппонент объявлял другого фальсификатором».

Нет, конечно, эмоционально очень трудно признать, что тиран и негодяй Сталин ничем не отличается от тирана и негодяя Гитлера. Все-таки Сталин – «наш» негодяй и тиран, а «наши» все-таки лучше, потому что «наши».

Впрочем, теперь и слово «Наши» приобрело какой-то двусмысленный и даже неприличный оттенок.

Наверное, прав Александр Городницкий, написавший о пакте Риббентропа-Молотова:

И не знает закройщик из Люблина,
Что сукно не кроить ему впредь,
Что семья его будет загублена,
Что в печи ему завтра гореть.
И не знают студенты из Таллина
И литовский седой садовод,
Что сгниют они волею Сталина
Посреди Таруханских болот.

Марина ЗАВАДСКАЯ.


Другие статьи номера в рубрике Политика:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100