Экономика
Саммит – наша надежда
Юрий Филатов
В январе 2007 г. местная газета так прокомментировала заезд в пригород Владивостока Президента В. Путина - «Белокаменный гость показал дорогу приморцам. И не только на Русский». Высокий гость высказал твёрдое убеждение, что «в Дальний Восток нужно вкладывать деньги!».
Почти год Владивосток терпеливо ждал решения саммита в Сиднее о месте проведения саммита 2012 г. И вот настал желанный день. С телевизионных экранов прозвучало жизнеутверждающее сообщение: «Саммит 2012 г. будет проводиться в России”.
И хотя место проведения оного не называлось, но и этого оказалось достаточно, чтобы город возликовал. По площади дефелировал взвод красавиц в белых униформах с золотыми эполетами и стучал в пионерские барабанчики. А в газетах появились статьи под заголовками «Принимаем эстафету у Сиднея», «Владивосток ликует весь: саммит АТЭС здесь!».
Почему же факт проведения его вызвал такой взрыв народной радости? А вот почему. Партия Единая Россия провела акции в поддержку саммита во Владивостоке. Вот что об этом рассказывает их участница Инна Дрокина:
«Оказалось, ещё не все знают, что такое вообще саммит АТЭС. Поэтому партия выступила с инициативой провести такие разъяснительные мероприятия, дать людям самую полную информацию.
Ранг форума обязывает принимающую сторону оборудовать место проведения саммита на международном уровне. Поэтому в Приморском крае будет реализован ряд инвестиционных проектов, в том числе будут построены магистральные газо- и нефтепроводы, тепловые электростанции, модернизированы порты, автомобильные и железнодорожные магистрали, создан судостроительный холдинг, начнёт работу алюминиевый завод, нефтехимический комбинат, остров Русский станет рекреационно-туристическим центром, через бухту Золотой Рог будет возведён современный мост.
Активисты партии «Единая Россия» рассказали людям, почему так важно, чтобы саммит состоялся в краевой столице». Жаль, что И. Дрокина забыла сказать о мосте через пролив.
Когда же сомневающиеся спрашивали: «Почему, всё-таки, выбран больше похожий на помойку Владивосток, то их отсылали к интервью, данному газете «АиФ» депутатом городской думы И. Чемерисом:
«…Я напомню слова министра экономразвития Германа Грефа, который сказал, что если бы Владивосток не был готов к проведению саммита, безусловно, мы бы проводили его в другом месте».
Правда, бывший министр экономразвития Г.Греф говорил совсем противоположное:
«Владивосток сейчас не готов к саммиту. Если бы он был готов, то там саммита, возможно, и не было».
Но депутата можно понять. На носу выборы, вдруг доходного места лишишься. И не такую глупость скажешь.
Тем более можно простить активистку-педросску (П.артия Ед.иная Рос.сия), смешавшую требования к проводящей саммит стороне с голубыми мечтами губернатора. Оставим в стороне нефте – и газопроводы, холдинги и комбинаты с заводами. Каждый из участников саммита предъявляет очень скромные требования: удобство его проведения (аэропорт, проживание, отдых) и безопасность. В аэропорту, по словам губернатора, уже что-то делается. А как будет обеспечено остальное?
Местом проведения выбран остров Русский, где ничего не построено, и не может быть за оставшиеся четыре с небольшим года построено. Хотя это и не Сочи с его многочисленными олимпийскими объектами.
Во-первых, мы не умеем строить дороги, соответствующие мировым стандартам. А, как минимум, придётся строить дорогу от аэропорта вдоль Уссурийского залива в восточную часть города до моста на о. Русский. О мусорной свалке и золоотвале неподалёку от будущей автомагистрали я не говорю. Девать их просто некуда.
Во-вторых, неизвестно, когда построят мост на о. Русский. Да и построят ли вообще.
В-третьих, сможем ли мы построить то, что необходимо для проведения саммита.
Для его проведения необходимо построить:
- Гостиничный комплекс из пяти гостиниц четырёх-пятизвёздного класса на 500 или 1000 номеров каждая с подземными автостоянками, а также несколько гостиниц трех- и четырёхзвёздного класса для пребывания делегатов, участвующих в сопутствующих мероприятиях саммита и представителей прессы.
- Международный конференц-центр вместимостью до 7000 человек, включающий в себя комплекс специализированных площадей: конгресс-залы, залы переговоров, выставочный павильон, телекоммуникационный центр, офисные помещения. В рамках форума АТЭС для проведения первой встречи лидеров государств в узком составе отдельную часть конференц-центра планируется выполнить в формате дома переговоров, где возможно проведение протокольных мероприятий в условиях обеспечения повышенной безопасности первых лиц с участием примерно 400 представителей высших органов власти стран-участниц и наблюдателей АТЭС.
- Мост на о. Русский через пролив Босфор Восточный протяжённостью 3,2 км.
- Многофункциональный медицинский центр для обслуживания участников саммита.
- Театр оперы и балета.
Что же вызывает сомнения в реальности выполнения этой программы? Первое: отсутствие в городе небходимой базы стройиндустрии.
Второе: доставка стройматериалов к месту строительства. Пока не будет построен мост, вести разговор о строительстве на о. Русском просто бессмысленно. Третье: отсутствие в городе необходимого числа строителей.
В июле этого года, на Тихоокеанском конгрессе, в оценках специалистов из Москвы и Петербурга тоже прозвучало утверждение, что строительная инфраструктура Приморского края не готова к освоению средств, выделяемых для подготовки к саммиту.
Приятное совпадение мнений.
Предприятия, выпускающие всё необходимое для сдачи под ключ строительного объекта (панели, кирпич, окна, двери, сантехнику) в один день не построишь.
Мост через пролив, даже если соглашение о его строительстве подпишут сегодня, будет построен не ранее 2012 года. Проекты о соединении о. Русского наплавным мостом через западную часть пролива Босфор с мысом Шкота не выдерживают даже малейшей критики. Улицы полуострова Шкота в автомагистраль для транспортировки стройдеталей не превратишь. Да и Казанский мостик не выдержит такой нагрузки. Он ведь старенький, и притом экспериментальный.
Реальное решение проблемы кадров строителей предложил Г. Греф. После завершения строительства объектов Олимпиады в Пекине, китайских строителей пригласить во Владивосток. Опыт строительства гостиниц, конференц-залов и всего такого у них уже есть. Но для поселения на острове нужны хотя бы общежития. А их там нет. Брошенные на произвол судьбы дома в военных городках давно разграбило и разрушило местное население. Ну, а надеяться на приезд из ближнего зарубежья высококвалифицированных строителей не стоит. Такие и сейчас прекрасно устроены у себя дома.
Многофункциональный медицинский центр не в один год строится, а ещё дольше оснащается. Да и специалиста, владеющего ультрасовременной медаппаратурой не каждый медицинский вуз готовит.
В последнее время агитаторы за проведение саммита во Владивостоке постоянно напирают на строительство скоростной железной дороги. Они никогда не видели или не знают, что это такое. Главное требование к ней взяли прямо из поэмы А. Некрасова: «пряма дороженька» и «Попутной песни» М. Глинки: «В чистом, чистом поле, поле мчится пароход (так в то время называли паровозы)». Такие дороги не допускают резких поворотов, крутых подъёмов, спусков и тем более тоннелей. А у нас такие места ещё поискать надо. Так что мечты «на электричке как на самолёте» придётся отложить на будущее.
Прекратились разговоры и об океанариуме. После того, как по указанию президента подготовили место под его строительство в бухте Патрокл.
Деньги потратили немалые. Но потом президент передумал и велел строить океанариум на о. Русском. Опять нужно платить проектировщикам. Вот и потрафляй после этого начальству.
Вынужден огорчить горожан. Мост через бухту строить не будут. Экспертиза окончательно отвергла проект. А ведь он городу не просто нужен. Он более чем необходим.
И последнее. Готов ли сам Владивосток к приёму этих многочисленных гостей? Разумеется, нет и не будет. Не удастся ликвидировать городскую свалку у б. Горностай, так как её ликвидацию можно будет начинать только с появления где-то подготовленной территории для новой. А это проблема не из простых.
В Уссурийский, Амурский заливы и б. Золотой Рог городские производственные и бытовые нечистоты поступают более чем через 40 труб. Только в бухту они сбрасываются через 13. Притом, труба самого большого диаметра идёт под улицей Петра Великого. Проектов строительства очистных сооружений множество. Будет ли выполнен в полном объёме самый последний? Да ни в жисть. Для того, чтобы все сточные трубы свести в четыре коллектора, придётся все главные улицы перекопать.
Правда, у нас их раз, два и обчёлся. Вот они-то и станут непроезжими для всех видов транспорта. Притом, во всей исторической части города нет ни одного общественного туалета. Прежние убрали, новых не построили. И если кому-то из прибывших на саммит гостей захочется неорганизованно пройтись по старому городу, то этот факт встанет перед ним во весь рост. Покрутится дипломат из какой-либо буржуинской делегации, или журналист из продажной зарубежной прессы, да по примеру россиянина и юркнет в ближайший подъезд. А ведь это лишь одна из городских бед.
А теперь спросим, что со всем этим свалившимся на нас богатством (если конечно оное объявится) мы будем делать дальше?
На этот вопрос ответил корреспонденту газеты «Владивосток» главный федеральный инспектор в Приморском крае С. Ломаев: «Все объекты, которые предполагается возвести на Русском, будут эффективно использоваться после саммита – либо как туристический центр, либо (по этому вопросу обсуждение продолжается) в качестве кампуса Федерального Тихоокеанского университета». Высказывание интересное, но спорное.
Во-первых, гостиничный комплекс, состоящий большей частью из многозвёздных отелей, будет пустовать. Рядовому туристу номера в нём просто не по карману. А простой русский миллионер предпочтёт поехать в более интересное место. Ведь океанариумом уже никого не удивишь. А других интересных или развлекательных объектов на о. Русском просто нет, и не будет.
Во-вторых, кампус, или, в нашем обиходе, студенческий городок в этих зданиях не разместишь. Трудновато приспособить президентские апартаменты и четырёхзвездные гостиницы под студенческие общежития. Трудновато, в смысле, не выгодно. Придётся решать ещё одну задачу, перемещение университетских институтов к студентам, живущим на о. Русском. А в кампусах они расположены рядом. Помню, в Свердловске обитатели студгородка УПИ им. Кирова даже в морозы бегали в институт без пальто, в одних лыжных шапочках. И тогда придётся строить дома для профессоров, преподавателей и ассистентов. Не выйдет.
Оно, конечно, приятно и форпостом России себя считать, и её будущей дальневосточной столицей, но только стоит всё же соотнести наши желания и возможности. А они, к сожалению, мало соответствуют друг другу.
Юрий Филатов.
Другие статьи номера в рубрике Экономика: