Политика
Главное, чтоб костюмчик сидел
Валерий КУЦЫЙ
Кому не известны бессмертные строки Федора Ивановича Тютчева:
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить…
В общем и целом спорить с этим наблюдением трудно, но все же замечу, что справедливо оно не для всех случаев жизни. Например, я аплодирую решению президента Владимира Путина спасти от возможной погибели одно из главных богатств нашей планеты – озеро Байкал. Представляю себе, как нелегко было президенту устоять перед аргументами о значительном удешевлении и ускорении строительства нефтепровода, если пройдет он в восьмистах метрах от самого большого в мире хранилища пресной воды. И ведь действительно, так и дешевле, и быстрее, и риск загрязнения озера почти исключен.
Но вот это-то «почти» и сыграло свою роль, президент сказал, что риска не должно быть вообще, и произнес решительное «нет». Поздравляю Владимира Владимировича, он проявил волю и государственную мудрость, предпочел экологическую безопасность сиюминутной выгоде. Пусть нефтепровод пройдет в сорока километрах севернее Байкала, зато потом не придется горько сожалеть о своей легкомысленной погоне за дешевизной. Ах, если бы подобным образом у нас поступали всегда!
Впрочем, неглупые решения можно обнаружить и спустившись на краевой уровень. Сколько было споров насчет изменения системы выборов в приморское Законодательное собрание!
Поскольку отныне предписано не менее половины депутатов избирать по партийным спискам, часть краевых парламентариев настойчиво предлагала, чтобы численный состав ЗакСа был увеличен вдвое. Плевать, что соответственно возрастали и без того немалые расходы на содержание законодателей, лишь бы не возникли дополнительные трудности с сохранением себя в депутатских креслах, обладающих кой для кого особой притягательностью.
Серьезные бои шли и на другом направлении. Депутаты, которые в течение всего срока занимались в основном личными делами и находились вне поля зрения избирателей, настаивали, чтобы выборы проводились только по партийным спискам без всяких одномандатных округов. И если к тому же список будет закрытым, то, купив себе за изрядную сумму место в нем, любой не оправдавший доверие крайдеп получал шанс снова оказаться в крайЗакСе.
Однако к моему немалому удивлению разум возобладал: в конце апреля Законодательное собрание отмело все эти притязания и решило изменить Устав края таким образом, чтобы численный состав ЗакСа увеличился всего лишь на одного человека, а избирались депутаты по системе «50 на 50», то есть половина по партспискам и половина – по одномандатным округам. Более того, законодатели поддержали предложение своего коллеги Николая Марковцева, чтобы списки были открытыми, то есть избиратели могли знать, за кого они голосуют, а не покупали кота, пардон, депутата в мешке.
Тем не менее относясь в высшей степени уважительно к памяти поэта Федора Тютчева, я далек от мысли упрекать его в дилетантстве по части российской ментальности. Нет, он знал о чем писал, и нередко приходишь в изумление от того, какие чудеса имеют место быть в нашей отечественной действительности. Одно из таких чудес происходит, на мой взгляд, в настоящее время.
По моим наблюдениям, есть немало людей, которым ничего не говорят имена Аристотеля, Гёте, генерала Брусилова, академика Лихачева и многих других выдающихся личностей. Но попробуйте найти на Руси человека, не знающего, кто такой Владимир Вольфович Жириновский! Да как же не знать, когда он мелькает во множестве телевизионных программ, высказывает свою точку зрения по самым различным проблемам – от межнациональных отношений до многоженства, выступает, заседает, кричит, дерется, плюется, таскает женщин за волосы, плещет в лица супротивникам соком или «Боржоми», в зависимости от того, что в данный момент находится под рукой.
В добрые старые времена такого ни в один порядочный дом не пустили бы (а вдруг этот обремененный учеными степенями полковник запаса чего-нибудь наделает в угол), но у нас он вызывает чувства, близкие к восхищению, и пользуется довольно широкой поддержкой в массах. И не только. Самое главное начальство тоже не избегает высоких оценок своеобразной деятельности Владимира Вольфовича.
В преддверии 100-летия со дня образования Государственной думы России президент Владимир Путин вручил группе депутатов ордена. Ладно, вручил и вручил, хотя мне кажется, что некоторым из удостоенных по их делам скорей полагалась бы показательная порка. Но самое неожиданное, и не только, думаю, для меня, - это нахождение в числе награжденных господина Жириновского.
За какие такие заслуги перед отечеством, разработкой каких законов отличился, чем осчастливил любимую им (на словах) Россию? Ответить весьма затруднительно, и лишь путем сложных умозаключений я пришел к разгадке уважительного отношения сильных мира сего к Владимиру Вольфовичу. Выскажу свои соображения на сей счет и предупреждаю, что это именно соображения и ничего более.
Новой номенклатуре понадобился человек, достаточно умный и энергичный, чтобы возглавить силу, способную ослабить влияние демократов и противостоять коммунистам, которые по определению спят и видят себя у кормила власти. Такой человек нашелся за пазухой у спецслужб, и вам понятно, кого я имею в виду.
Его обеспечили солидными средствами, создали под него партию, дали ей название, совершенно противоположное ее сути, ибо являясь строго дисциплинированной партией одного вождя и противницей прогрессивных реформ, она ни к демократии, ни к либерализму никаким боком не касалась.
Зато поставленную задачу ЛДПР успешно выполняла и продолжает выполнять, притворяясь «конструктивной оппозицией», но когда дело доходит до голосования в Госдуме, всегда принимает сторону президента и правительства. Как же не любить таких послушных оппозиционеров, как не крутить с ними роман в тайне от электората, значительная часть которого наивно верит, что эта партия насмерть бьется с разными супостатами за его интересы?
Особый разговор о том, чем угодил лично Владимир Вольфович властям предержащим. Ну да, не дурак, сравнительно грамотен (хотя, конечно, доктор наук он такой же, как полковник), полон сил и желания верой и правдой служить правящей верхушке. Да только таких ведь немало, так почему же именно он?
По-моему, начальство разглядело в нем блестящего демагога, умеющего чутко улавливать, что хочет услышать значительная часть населения, и как раз это говорить. Плюс к тому – поразительная наглость, хамское поведение, импонирующее тем, кто, сидя перед телевизором с бутылкой пива и любуясь хулиганскими выходками главного либерального демократа, с восторгом восклицает: «Во дает! Ну молодец!».
Вдобавок – показушная обида за страдания русского народа, вдобавок – не такой явный, как у откровенно нацистских партий, но все же довольно отчетливый коричневый оттенок пропагандистских высказываний. И еще – умение манипулировать массовым сознанием, манера выступлений, перенятая у некоего покойного ефрейтора, помогающая взвинчивать, доводить до истерии и себя, и слушателей. Все это вместе взятое образует неординарную личность, бесценную для правящей элиты. Вот и судите сами, можно ли не привечать такого человека, не делать его на посмешище всему миру вице-спикером федерального парламента, не награждать орденами.
Между тем я отнюдь не исключаю, что высокое начальство может сильно ошибиться. Напрасно оно считает Владимира Вольфовича изначально прирученным и безусловно домашним. Почувствовав слабость власти, он, на мой взгляд, может чувствительно укусить гладящую его руку и попытаться самому стать хозяином государства Российского.
Признаки беспримерного возвеличивания собственной персоны замечаются уже сейчас. Очередной съезд ЛДПР приурочили к 60-летию лидера; гостей на этом форуме, который прошел в Большом Кремлевском дворце, было невероятное количество – более 6 тысяч человек. Там же состоялся грандиозный банкет, а сам Владимир Вольфович восседал на троне, изготовленном из драгоценных пород дерева и украшенном леопардовыми шкурами.
Это был один из выставленных во дворце подарков юбиляру, преподнесенных ему в основном главами тоталитарных режимов. Среди презентов имелась тяжеленная собака из золота весом в несколько килограммов, а самый скромный подарок – чемодан с разного рода соленьями – поступил от Александра Лукашенко, президента Белоруссии. Оно и понятно, поскольку известно неоднозначное отношение Александра Григорьевича к сыновьям юристов…
Остается добавить, что въезд Жириновского в Кремль был организован воистину царский: в открытом автомобиле, таком же, из каких принимают военный парад на Красной площади. И сопровождалось прибытие Великого Человека специально построенными на этот случай шеренгами кадетов. Господи, подумалось, а что, если это наш будущий президент? Упасть и не встать!
Выходит, как ни крути, а все-таки прав был Тютчев: слишком уж часто невозможно осознать с позиций разума, почему мы поступаем так, а не иначе, особенно когда выбираем себе судьбу, отдавая предпочтение той или иной партии и ее лидерам. Говорят красиво, ругают олигархов, инородцев и Америку, хвалят себя и – всё, и больше нам ничего не надо.
Очень уж мы похожи на того портного, который, когда его спросили, что главное в человеке, уверенно ответил: «Главное, чтоб костюмчик сидел». На Владимире Вольфовиче костюмчик сидит неплохо, и орден на лацкане пиджака очень даже смотрится.
Валерий КУЦЫЙ.
P.S. По стране туда-сюда прокатывается волна разоблачений сотрудников таможенной службы в неблаговидных поступках. Специфические делишки эти вообще-то не новость. Помните, какую блестящую идею осуществил главный герой гоголевских «Мертвых душ» Павел Иванович Чичиков? Он организовал контрабандную переправку через границу брюссельских кружев, припрятанных под вторыми тулупчиками баранов, надетыми поверх первых, их собственных.
Однако у нас почему-то считалось, что все таможенники сплошь Верещагины из «Белого солнца пустыни», категорически не берущие мзду и душой болеющие за интересы державы. И только когда президент Путин прямо сказал, что это не совсем так и даже совсем не так, стали вскрываться многочисленные факты коррупции. Приморские прокуроры, тоже встрепенувшись после многолетней спячки, возбудили уголовное дело против начальника Дальневосточного таможенного управления и его первого заместителя.
Выражаю единодушное одобрение президенту, который, дав подзатыльник нашим правоохранительным органам, заставил их шевелиться, но одновременно хочу спросить: Владимир Владимирович, а почему бы вам не высказаться по поводу лихоимства в судейском корпусе? Или взятки, в различной форме принимаемые судьями, называются как-то по-другому, и не зря мой командир отделения младший сержант Бербеницкий утверждал: «На гражданке говорят «украл», а в армии – «проявил солдатскую находчивость»; и это совсем разные вещи, хотя одно и то же».
В.К.
Другие статьи номера в рубрике Политика: