Политика
Розовые грёзы у золотого рога, или хотеть не вредно даже губернатору
Юрий Филатов
“Иногда, глядя с крыльца на двор и на пруд, говорил о том, как хорошо бы, если бы через пруд выстроить каменный мост, на котором бы были по обеим сторонам лавки, и чтобы в них сидели купцы и продавали разные мелкие товары, нужные для крестьян.”
(Н. Гоголь. “Мертвые души”.)
Сходство нашего губернатора с этим персонажем поэмы я почувствовал, когда читал изложение его беседы с журналистами в газете “Комсомольская правда”. Объясню почему.
Статья озаглавлена: “В Приморье построят газопровод и ледовый дворец”. Но это только два из полудюжины проектов, которыми губернатор собирается осчастливить край и город. Но почему-то сразу возникают сомнения в возможности их претворения в реальность.
Проект первый, он же главный - нефтепровод “Сибирь - Тихий океан”. Цитата: “На форуме АТЭС президент Владимир Путин презентовал ряд проектов, касающихся Дальнего Востока и Сибири. В частности, нефтепровода, который протянется через эти территории до Китая. Последней его точкой в России станет, предположительно, нефтепорт в бухте Перевозная. Ожидается, что нефтепорт будет построен к 2008 г.”
Г-н губернатор! Смею Вас заверить, что в бухту Перевозная нефтепровод не придёт никогда. Вы мимоходом обмолвились, что экологические вопросы “были связаны не с Приморьем, а с озозером Байкал”. Поверьте, “Транснефть” даже не пыталась задуматься об экологических проблемах, связанных с прохождением нефтепровода по территории края. А по сравнению с ними байкальские проблемы для “Транснефти” щекотанием пяток покажутся. Один вопрос о сохранении “краснокнижных”видов будет труднее подъёма на Эверест. А ведь существуют уже реальные проблемы.
На конференции “Экономика энергетических ресурсов России” директор департамента структурной и инвестиционной политики Минпромэнерго РФ А. Скоков сказал, что первый этап строительства трубопровода Тайшет - Сковородино предполагается завершить в 2008 г. Он также сообщил, что ПРОЕКТИРОВАНИЕ этапа Восточного трубопровода Сковородино - Перевозная начнётся после начала строительства по первому этапу.
Кроме того, он заявил, что принято решение о том, что государство не будет оказывать финансовую поддержку этому проекту. Все деньги на реализацию первого этапа (6 млрд. долл.) будут привлечены “Транснефтью” без гособеспечения. Т.е. строительство нефтепровода будет вестись на средства инвестора, под гарантию обеспечения вложенных денег имуществом нефтетранспортников, либо переходом построенного трубопровода в собственность инвестора. И, скажите, какая радость Приморью от этого?
Всего в 300 км к югу от Сковородино китайская железнодорожная станция Гулянь. Так какой зарез басурманам ориентироваться на наш край? От Сковородино до границы всего 100 км, где на берегу Амура российская ж/д станция Далинда. Да китайцы трубопровод в 300 км длиной построят за считанные месяцы. А пока будут из Сковородино возить нефть по КВЖД. Это рядом.
Так что поток китайских юаней нам, наверняка, не грозит, так как нефтепорт в Перевозной Китаю просто не нужен.
Но, допустим, произойдёт чудо. “Транснефть” найдёт инвесторов, и нефтепровод потянут к Тихому океану. Сразу напрашивается вопрос: “В какую точку берега он придёт?” Бухта Перевозная для этих дел не годится. Предлагались: Находка, бухта Козьмино и др. Но стоит учесть и такой элемент, что труба войдёт в Хабаровский край. Есть там губернатор, который рассмеялся в ответ на предложение местных законодателей досрочно попроситься у президента в губернаторы. Сказал: “Надо мной не каплет, и подо мной не горит. Доработаю до конца срока.”
Так вот, он-то и может завернуть трубу на Де-Кастри или Ванино. Где-то в тех местах нефтяные терминалы уже есть, а Татарский пролив замерзать уже перестал. Тем более, что хабаровские экологи сумели основательно внушить нефтепроводчикам уважение к себе. И если губернатор Ишаев попросит повернуть нефтепровод после перехода через Амур не на юг, а на восток, то, вероятно, его просьба будет “Транснефтью” уважена. И, возможно, прямо на стадии проектирования. Тем более к этим работам по восточному участку нефтепровода по-настоящему ещё не приступали.
Цитата: “Кроме того был затронут проект нефтеперерабатывающего и нефтехимического производства в Приморье - производства, которое может конкурировать с себе подобными”.
Нефтегазовое производство... Что-то слышится родное. Телефонные справочники администрации края. Откроем наугад: Год 1998. Управление по строительству нефтегазового комплекса администрации края. Алеутская, 11. Начальник, приёмная, заместитель.
Год 1999. Управление по организации строительства нефтегазового комплекса администрации края. Алеутская, 11. Начальник управления, приёмная, заместитель. В 2000 г. нефтегазовый строительный начальник Крецу перебрался в кресло вице-губернатора. Скажите откровенно, кому теперь эта синекура обещана?
Цитата: “...уже на этой неделе краевая администрация подпишет соглашение с “Газпромом” о строительстве в Приморском крае газопровода. Это очень значимое событие”. Тут сразу возникает вопрос по Высоцкому: “Где деньги, Зин?” В каком месте эта труба будет заполняться газом, и кто его будет поставлять?
Хабаровский губернатор убедил буржуинов (сахалинских газопромышленников) продавать ему газ по ценам почти что российским. А его сахалинский коллега получил у тех же буржуев от ворот поворот. От Комсомольска, куда давно пришёл сахалинский газ, до Хабаровска нужно протянуть трубопровод около 700 км. Ишаев это сделать сумеет.
А вот почем капиталисты согласятся продавать газ приморцам - вопрос более чем непростой. И, как явствует из прошедшей информации, газ ещё только собираются искать в подземных кладовых Приморья. Мы - край, несомненно, богатый. У нас даже алмазы есть. Но стоимость выковыривания этого кристаллика из недр края сопоставима со стоимостью алмаза “Орлов” в ГОХРАНе. И с газом у нас то же самое.
Цитата: “Кроме того в скором времени Сергей Дарькин встретится с Анатолием Чубайсом, чтобы обсудить возможность снижения энерготарифа для нового алюминиевого завода, который тоже хотят возвести в Приморье”. Интересно, какой отчаянной смелости человек собирается это сделать? Ему придётся выдержать столько судебных заседаний по искам экологов, что десяти жизней не хватит. Из всех грязных производств это самое грязное, причём требующее колоссального количества воды и электроэнергии. У Дерипаски есть под боком Енисей и Дивногорск. У нас ни того, ни другого. И Анатолий Борисович сейчас прикидывает, кому будет выгоднее сбывать будущий излишек мощности ГЭС на Бурее. Но, мне кажется, он предпочтёт китайский вариант. Надёжный рынок.
Цитата: “Концерн “Тойота” уже строит свой завод в Ленинградской области - сообщил Сергей Михайлович, - следующий завод, по моей информации, может быть возведён именно в Приморье. Плюсы этого трудно не оценить: новые рабочие места, возможность иметь новенькие машины по низким ценам, снижение количества подержанных иномарок”. Более того, он считает, что японские корпорации готовы прийти в Россию даже вопреки мнению японского правительства, тормозящего развитие деловых связей из-за отсутствия мирного договора между Россией и Японией.
“Существует вопрос по сбыту, его нужно просчитать экономически, - говорит Сергей Дарькин. - Но у нас есть главное - политическая воля”. Но какой-то человек утверждал, что “политика - это продолжение экономики”.
В годы моей молодости руководство СССР, руководствуясь политической волей, оставило нищей свою некогда богатую процветающую страну. По мнению специалистов, приморцы будут гнуть горб на японских капиталистов, производя автомашины, которые им будут не по карману. Все они будут уходить за пределы края. Примером этого могут послужить южнокорейские швейные фабрики в Приморье. При малейшем намёке на убытки эти предприятия, отправляющие свою продукцию только за рубеж, были закрыты.
К сожалению, не вижу я светлого будущего у железнодорожников и портовиков. Виною тому наступающее глобальное потепление и шарообразность земли. Расстояние от Сиэтла до Лондона, если пароход пойдёт Великим Северным морским путём, короче, чем расстояние от ст. Владивосток до ст. Брест. А ведь за Белоруссией целая Европа...
Ну, об обещании построить мост через бухту и очистные сооружения мне просто не хочется говорить. Живу я сорок лет в этом городе, и все сорок лет эти обещания слышу. Уже привык пропускать их сквозь уши, не воспринимая. А вот Ваше последнее обещание - начать строительство Дворца ледового спорта в парке Минного городка - меня насторожило. Минный городок является одним из объектов памятника культурного наследия - Владивостокская крепость.
В городе есть масса малоиспользуемых стадионов - “Строитель”, “Авангард”. ТОФ явочным порядком занял часть территории городского ипподрома. Используйте эти площади, но оставьте в покое памятники культурного наследия! За последние 10 лет не только город, но и край подверглись варварскому уничтожению. Уникальная природа края уничтожается. Надеюсь, что на правительственном уровне этот процесс удастся остановить.
Но будущее края с Вашими розовыми мечтами ничего общего не имеет. Хотя и прав на них Вас никто не лишит, даже по суду. Тем более, Вы утверждаете, что:
“Интерес к Приморью возрастает у российских и у зарубежных инвесторов. И это не случайно. Наш край перестал быть высоко дотационным регионом. На Дальнем Востоке по объёму валового национального продукта Приморье вышло на первое место”.
Ведь всего несколько лет тому назад буржуазный еженедельник “Экономист” писал о нашем крае так: “Без дружеского отношения со стороны внешнего мира или без сдерживающей руки центра некоторые из новых полунезависимых регионов России станут довольно опасными местами. Коррумпированный, беззаконный и нищий Приморский край на Дальнем Востоке России - угрожающий тому пример.”
Почему-то мне не верится, что всё у нас смогло так неожиданно улучшиться. Конечно, каждый губернатор хочет быть хозяином процветающего края. Одним это удаётся. Другим приходится утешаться старым афоризмом: “Хотеть не вредно”.
Юрий Филатов.
Рис. Олега Хромова.
Другие статьи номера в рубрике Политика: