Земля-кормилица
Поле без плуга
И. БОБЫЛЕВ, Т. БОБЫЛЕВА
Нам повезло. Молодожены, выпускники Омского сельхозинститута, полные сил и надежд, мы попали под опеку Василия Степановича Сахно – главного агронома совхоза «Татарский» Омской области. Полвека было ему тогда, а не убоялся изменить собственные взглды на классическое земледелие, переучился, принялся за внедрение почвосохранной системы земледелия.
В институте мы увлеклись теорией и историей этой системы,в хозяйстве увидели ее на практике, в производственных масштабах. Увидели и окончательно «заболели».
И уже отдали этой системе свыше 16 лет напряжённого труда. Бывали в те годы часто и на Алтае. В семидесятые здесь все еще пахали землю отвальным плугом и безотвальным. Чистый пар значился только в отчетах. За счет парового поля увеличились посевы зерновых, но почти не было многолетних трав. Лозунг «Алтай берет хлеб площадями» действовал вовсю. Именно поэтому, наверное, переехав в совхоз «Путь Ильича» Крутихинского района, мы оказались не ко двору со своим новшеством. Конфликт с директором разразился на основе «пахать – не пахать». Первое там было законом. Пришлось уезжать. Зато повезло в соседнем Каменском районе, где без агрономов оказался совхоз «Ленинская искра». Директор, ныне покойный, В. Ширяев заявил напрямик; «В агрономические дела мешаться не буду, разработайте и покажите мне севооборот. Убедите в теории, а практику увидим и сами». Такая позиция нам подходила вполне.
Но и в этом хозяйстве долго не задержались. В августе 1984-го нас «сосватали» в колхоз «Родина» того же района. Одного – председателем колхоза, другого – главным агрономом. Уезжая из «Ленинской искры», мы оставляли прекрасный молодой сад. И урожайность зерновых в 23,4 центнера с гектара. Самую высокую в районе. Жаль было бросать начатое дело, однако новое место сулило полную свободу действий. Но, видно, правду говорят: «Блажен, кто верует...» От стоящих над тобой начальников можно как-то отбояриться, а вот от рядовых земледельцев – никак. Без них ты со своими идеями – нуль.
Не понимали нас колхозники. Как это ни странно, но это непонимание имеет долгую и непростую историю. Давайте немножко окунемся в нее. В 1828 году англичанин Битсон заявил: плуг – самое невыгодное орудие, и его надо заменить культиватором. Немного позже французский фермер Жан полностью стал обрабатывать свои поля культиватором. В 1851 году управляющий имением русского помещика Майер пропагандирует идею Битсона. Его не поняли и не заметили.
В начале сороковых годов 20-го столетия американские фермеры вкупе с производителями плугов потешались над автором книги, фермером Э. Фолкнером «Безумие пахаря». Он напрочь отрицал плуг. И не только плуг. «...Большинство мероприятий, которые обычно следуют за пахотой, совершенно не нужны, если землю не пахали. Почву можно обрабатывать без бороны, без кольчатого катка – без всех тех орудий, которые обычно используются после пахоты для подготовки почвы к севу. Единственным исключением является дисковая борона, которая применяется, чтобы полнее заделать растительные остатки в поверхностный слой».
В январе 1966 года в Целинограде на заседании выездной сессии ВАСХНИЛ ростовский агроном Прокопий Золотарев заявил: «Чтобы получать высокие урожаи пшеницы, землю не надо ни пахать, ни дисковать, ни культивировать, ни боронить, ни лущить, ни прикатывать. Надо только сеять и собирать урожай». Смехом и ироническими аплодисментами его согнали с трибуны.
Плуг продолжает свое черное дело, способствуя во многих регионах ветровой и водной эрозиям. Но то, о чем говорил Прокопий Золотарев, за рубежом теперь красноречиво называют «нуль обработкой».
Мы свои плуги продали, естественно, не вызвав особого восторга у односельчан. Можно сказать и больше. Если по каким-то причинам мы вдруг уедем из села, крестьяне вновь купят плуги. Именно так произошло и в «Пути Ильича», и в «Ленинской искре». А ведь живем мы в Аллаке (центральная усадьба «Родины») уже 16 лет и все эти годы внедряем «свою» бесплужную систему. На поле многое удалось сделать. С сознанием людским сложнее. Колхоз «Родина» стал ассоциацией крестьянских хозяйств. Захотят люди выйти из ассоциации – уйдут с земельными наделами. Как будут обрабатывать землю – их воля. Но еще сложнее то, что порушится отлаженный севооборот. Знающие в этом толк легко поймут, чем это грозит. Мы начинали именно с него. Пришлось даже по-новому нарезать поля и с великими потугами освобождать их от одиночных деревьев. Дерево посреди поля – это рассадник сорняков, это постоянная опасность для механизатора зацепиться и исковеркать либо сеялку, либо борону. Дерево должно расти в лесу. Там его место.
В конце концов, порядок навели. А попутно заложили опыт. И для себя, и для людей, чтобы убедились. Три года на одном поле сеяли озимую рожь «старинным способом». Посеяли, убрали, солому разбросали и поперек подсеяли 70 килограммов зерна на гектаре. Больше не делали ничего. В следующем году собрали урожай только на два центнера с гектара меньше, чем на паровом поле. Опыт повторили – снова успех. И ячмень был хорош на этой же ниве.
Почему действовали именно так? Рожь по ржи – тут любой агроном за голову схватится: как можно! И что это за норма высева?! А ведь все объясняется просто. Зерно ржи, словно иголка при уборке теряется. Не случайно обмолоченные в августе поля зеленеют к сентябрю. Потери дают всходы. Вот мы и попытались использовать это. А чтобы не было изреженности, подсеяли. Разбросанная солома сберегла влагу в почве, а потом превратилась в удобрение. Монокультура очистила поле от сорняков.
Вообще соломы мы увозим с поля столько, сколько требуется скоту. (Костры на наших полях не горят). Остальную оставляем на мульчу. Измельчается она и заделывается в почву боронами типа БДТ или лущильником ЛДГ-10. Никаких специальных орудий у нас нет. Осенью стараемся обработать всю площадь дисковыми орудиями – это провоцирует рост сорняков, потом их убивает мороз. Где успеем, работаем плоскорезами глубиной до 15 сантиметров, и никак не больше.
Весной не спешим с закрытием влаги, поскольку эта операция уже проведена осенью. Полностью отказались от протравливания семян, от гербицидов. Не потому, что они дороги. Дело в другом. Сорняки можно вывести и без них, а вот для людей безвредных ядохимикатов нет. Как, вероятно, не существует абсолютно безопасной технологии их применения.
Сеем по здешним понятиям не густо – 3,5-4 миллиона зерен на гектар (в округе считается нормой до 6 миллионов. Такая густота, хоть и привычная, но бесполезная. Это проверено и доказано). Сошники высевающего аппарата усовершенствовали. В каждый привариваем треугольную полочку. Зерно, падая на нее, растекается и ложится в землю широкой полосой. В итоге лучше распределяется площадь питания.
После сеялок – бороны. И все. Плуг не нужен. Сеялка СЗС-2,1 отлично заменяет культиватор. Она же вносит удобрения в рядок.
Специально экономическую эффективность от устранения плуга с поля мы не считали. Но нетрудно понять, что тут и расход топлива, и заработок тракториста, и преждевременный износ машин; пахота – работа тяжелая. Но есть другие, не менее важные цифры за 10 последних лет. До начала внедрения системы средний урожай зерновых вышел в колхозе 9,3 центнера с гектара. В первую пятилетку внедрения, далеко не самую удачную по погоде, довели урожайность до 14,8. В прошлом году – 20,4. А сколько потеряли! Такой осени в наших краях старики не помнят. Правда, у нас на поле не буксовали ни комбайны, ни грузовики: твердая подошва держала их, словно целина.
Было в колхозе 39 комбайнов. Оставили 7. Только «Доны». У них значительно выше производительность и гораздо меньше потерь.
Урожай кукурузы на силос составил 359 центнеров зеленой массы с гектара. Это на непаханом поле, где кукуруза – монокультура. Уже не один год кряду мы по весне продаем силос, хотя посевы сократили с 1330 гектаров до 300. Сеем кукурузу сеялками типа СЗС с междурядьями 28,8 сантиметра вместо рекомендованных 70 сантиметров.
Впрочем, обо всей технологии не расскажешь. Она не проста, как может показаться на первый взгляд, требует системы. Применять что-то отдельно не только бессмысленно, но и вредно. За свои агрономические годы мы достаточно убедились: пахать землю действительно безумие. Получать хорошие урожаи во многих местах можно и нужно без плуга.
И. БОБЫЛЕВ, Т. БОБЫЛЕВА, агрономы, Алтайский край.
Другие статьи номера в рубрике Земля-кормилица: