Посиделки
Проблемы за яркой обложкой
Алла НОВИК
Вышел седьмой номер литературно-художественного журнала для детей и подростков «Алые паруса».
Мелованная бумага, цветные иллюстрации - можно только порадоваться за ребят. Но давайте заглянем, что же там за блеском бумаги и радугой цветных иллюстраций? Какими литературно-художественными ценностями обогатились наши дети?
Традиционно последняя треть журнала, (а бывало и больше) посвящена личному творчеству редактора. На этот раз Анатолий Филатов публикует свои стихи для детей и повесть.
В России выработан критерий: писать для детей надо еще лучше, чем для взрослых. Виртуозно отточенная рифма, лаконичность мысли, образность и так далее. Анатолий Филатов только в начале пути к такому совершенству.
В стихотворении «Пауки» выбран «оригинальный» образ дружбы.
«Сидели в банке пауки.
Неважно, как попали»
И пока дети изучают в школе раздел русского языка «фразеология», нашелся-таки взрослый человек, который широко распространенный фразеологизм - «как пауки в банке» - толкует «малолеткам» как эталон дружбы.
«Но можно песню завести
В беду попавшим братьям.
И вот по донышку идут,
Дуэтом тянут:
- Нас найдут!
И обязательно спасут!»
А вот стихотворение «Лягушки».
«Ква-ква-ква,
Не ква, ква, ква,
А в ночи в ветвях сова.
И о том еще ква-ква,
Как рассвет начнет вставать».
Не знаю, одобрил ли учитель размер и рифму последней строки, если бы такое «творчество» принес ученик. Дело в том, что сочинение сказок и стихов - программный материал русского языка, начиная с младших классов. Жаль только, что из-за слабого развития детской и школьной прессы в нашем крае результаты детского творчества уходят в корзину, не увидев своего читателя.
Зато финансовую государственную поддержку и поддержку депутата Государственной Думы получает частный предприниматель такого художественного уровня.
Читаем дальше:
«Эй, лягушки, как живете?
Что за песню вы поете?
Знаю ноты «до» и «фа»,
Но не знаю ноты «ква».
Неужели «ква, ква, ква» -
В песне вашей все слова?»
В шестьдесят лет автору пора знать, что «ноты» и «слова» - имеют разное смысловое значение, кстати, нот в октаве семь, а не две.. Но если это сказано ради рифмы, а не ради смысла, тогда другое дело. Только причем тут литературно-художественное издание для детей?
А вот еще один урок по экологии для детей и подростков, преподнесенный в порыве творчества. В журнале, кстати, есть статья о дошкольном образовательном учреждении «Березка», где изучают экологию. И вот нашим «умникам и умницам» детский поэт сообщает:
«Славить чудное
болото -
Наша главная забота.
Вон комар к нам
прилетел,
Видно, жить здесь
захотел».
Так и хочется сказать, как в одном анекдоте: «Внуки: - Не пойти ли нам к бабушке и не рассказать ли ей...» Нет, не про то, откуда дети берутся; и не к бабушке, а к дедушке Толе. Не рассказать ли ему, что комары, как и лягушки, живут на болоте, и что лягушки - комары составляют пищевую биологическую цепочку. Это, как раз, и изучают юные экологи.
Вопрос ответственности такого журнала очень велик потому, что система образования начинается сегодня с детского сада. Вот, например, цитата из проспекта «Современное состояние и перспективы развития образования в Приморском крае 2003 г.»: «Для наиболее полного развития способностей детей педагоги края уделяют большое внимание созданию развивающей среды в дошкольных образовательных учреждениях. В детских садах оборудованы и продолжают открываться физкультурные и музыкальные залы, логопедические кабинеты, изостудии, экологические комнаты, зимние сады, театральные студии, комнаты «Сказок», игротеки, кабинеты для изучения иностранных языков, для приобщения детей к истокам русской национальной культуры, «Русские избы» и т. д.»
В предыдущем номере под псевдонимом «Василий Рукавичкин» напечатана сказка «Еленька». Ребенок-елочка ждет отца, увезенного в город. Срубленная, лежа в сарае, она наблюдает за мамой, в окне расположенного рядом дома... В конце сказки ее вместе с мамой грузовик сваливает в овраг.
Сказка оставляет давящее ощущение депрессии. Разъяснение дает сам автор, Анатолий Филатов: «После очередного запоя я взял себя в руки, отправился в психиатрическую больницу и попросил закрыть себя на время и помочь вылечиться от тяжелого недуга. И вот однажды в этой больнице, стоя у окна, я вдруг увидел на земле елочную ветку, сорванную ветром, и у меня в голове родился сюжет сказки о маленькой елке. Это была моя первая сказка». (Газета «Новости», 28 мая 2004 г.)
Может, сказки для детей лучше писать всё же после того, когда закончатся разрушительные последствия алкоголя?
Что касается повести редактора «Степкин остров сокровищ», который нескончаемо переходит из номера в номер (вот и в последнем значится «продолжение следует») можно только пожелать терпения юному читателю. Интрига приключенческой повести затерялась где-то в начале повести... Ожидаемые интересные открытия (ведь Степка и его подружка живут на острове, среди морских животных, птиц, вместе с ученными) встречаются крайне редко, и познавательной информации для читателя «намывается» мизерное количество.
А на соседних страницах рассказы писателей Виктора Алюшина, Владимира Лупача. Короткие, удобные для чтения детей фразы, и какие емкие, образные. Какая жажда наблюдательности у маленькой героини Любаши! Вместе с ней впитываешь этот мир, удивляешься каждой детали.
К сожалению, других писателей, кроме редактора, во всех номерах единицы... Нет, в качестве образа для воспитания литературного вкуса детей и подростков бесконечная повесть в журнале «Алые паруса» малопригодна.
Перестройка образования сегодня не декларация, а реальность. Многие родители даже не подозревают, как глубоко изменился этот процесс. Ведь старшее поколение в школе изучало стилистику предложения, дети и внуки скрупулезно изучают стилистику текста, архитектонику стиха. Стили речи - это отдельный раздел учебника.
Что же формирует редактор А.Филатов у детей и подростков, столь серьезно изучающих на школьной скамье «анатомию» творчества? В шестом номере журнала опубликовались почти полтора десятка руководителей образования, методистов, директоров школ, учреждений, тексты которых были порой просто деловыми отчетами, доходящими до канцеляризма. Были, конечно, среди них и счастливые исключения. Но мне ни разу в жизни не приходилось держать в руках журнала для детей и подростков с таким пренебрежением к возрастным особенностям читателя.
В седьмом номере Филатов решил поправить дело за счет журналистов. Но проиграли и дети и журналисты. Три материала - «В православной гимназии», «В садике «Березка», «Главный школьный кабинет» - взяты прямо со страниц газеты «Приморские вести», газеты, рассчитанной на другой возраст и другие проблемы.
Прекрасным исключением является рассказ журналиста Степана Баллаха о художнике Юрии Волкове «Из дальних странствий возвратясь». Автор непосредственно обращается к ребятам, а неравнодушный взгляд на мир самого живописца помог ребятам проиллюстрировать увлекательную информацию.
Что касается детской журналистики, то остается только удивляться, например, такому факту. С 14 страницы рассказывается о юбилее всеми нами любимого ВДЦ «Океан». Но возьмите в руки выпущенную к юбилею лагеря газету «Океан друзей». Сразу бросится в глаза сходство оформления, привлекательных заголовков, например, «Кораблики воспоминаний». Прямо из газеты перепечатаны воспоминания начальника комплекса «Бригантина» Эттери Вахтанговны Марзоевой, материалы: «Дружина «Тигренок», частично «Дружина «Китенок», песни «Пятый океан», «Океанский вальс». Но я так и не нашла ссылки на первоисточник.
А ведь редактором юбилейного номера газеты «Океан друзей» была Лада Макарычева, которая создала в школе №72 газету «Емарчонок», учится сейчас в Москве на журналиста, и это была ее первая самостоятельная работа, на которую она потратила немало времени от своих студенческих каникул. Так юным журналистам Приморья в журнале преподнесен еще один урок - плагиат.
Частный предприниматель А.Филатов, хотя и является членом Союза писателей России, но на суд своим коллегам содержание журнала не представляет, а две фамилии уважаемых в нашем городе людей хоть и вписал в редакционную комиссию, но они к вышеперечисленным минусам журнала отношения не имеют. Это всего лишь тактический шаг редактора.
Есть ведь возможность дать Союзу писателей государственную поддержку: федеральных и краевых программ, ту же финансовую поддержку Министерства печати, наконец, на основании Закона о молодежной политике Приморского края, где предусмотрено финансирование таких изданий, и создать литературно-художественный журнал для детей, подростков. И от этого сотрудничества учителей, детей, писателей выиграет прежде всего наше образование.
Алла Новик
Другие статьи номера в рубрике Посиделки: