Экономика
Новый цвет денег: безопаснее, технологичнее, надежнее
(без автора)
ВАШИНГТОН, ОКРУГ КОЛУМБИЯ / МОСКВА - Правительство США официально представило новый дизайн 20-долларовой банкноты с усиленными элементами защиты и светлым цветным фоном.
Двадцатидолларовые купюры нового образца будут введены в обращение осенью 2003 года. Обновленные 50- и 100-долларовые купюры появятся в 2004 и 2005 годах. Вопрос об изменении дизайна 10- и 5-долларовых купюр находится на стадии рассмотрения, а введение новых образцов 2- и 1-долларовых купюр не планируется. С введением в обращение новых долларов купюры старых образцов не утратят своей стоимости и будут по-прежнему оставаться законным платежным средством.
«Это - новый цвет денег. Он делает банкноты безопаснее - их труднее подделать и проще проверить на подлинность. Этот цвет технологичнее, так как позволяет нам идти на шаг впереди фальшивомонетчиков и сделать наши деньги надежными, как никогда, - заявил директор Бюро гравировки и печати США Том Фергюсон. - Различать элементы защиты стало еще проще, и мы хотим, чтобы люди научились ими пользоваться и могли обезопасить себя от потери честно заработанных денег».
Новый цвет денег
Самое заметное изменение в дизайне 20-долларовой купюры - это светлые оттенки зеленого, персикового и синего, добавленные в фон банкноты. Банкноты разного достоинства будут различаться по цвету, что облегчит их распознавание, особенно людям со слабым зрением.
Несмотря на то, что потребители не должны полагаться на цвет при проверке подлинности купюры (для этого им следует убедиться в наличии легкоразличимых элементов защиты - см. ниже), использование разных цветов затрудняет подделку денежных знаков, усложняя дизайн банкноты в целом.
Размер новых купюр останется прежним, на них сохранятся те же, но несколько увеличенные портрет Эндрю Джексона на лицевой стороне и изображение Белого дома на оборотной стороне банкнот. На купюрах нового образца также появятся символы свободы. На 20-долларовой банкноте будет фоновое изображение орла синего цвета, а также орла и щита цвета зеленый металлик справа от портрета.
Элементы защиты
Новый дизайн 20-долларовой купюры сохраняет три основных элемента защиты, введенные в конце 90-х годов. Они позволяют легко проверить купюры на подлинность.
• Водяные знаки - размытые контурные изображения, повторяющие портрет. Водяные знаки являются специфической особенностью бумаги и видны на просвет с обеих сторон купюры.
• Защитная полоска - ее также можно увидеть на просвет с обеих сторон банкноты. Это вертикально вкрапленная в купюру пластиковая полоска, на которой видны слова «USA TWENTY» (США ДВАДЦАТЬ) и маленький флаг.
• Типографская краска, меняющая свой цвет в зависимости от угла зрения - цифра «20» в правом нижнем углу лицевой стороны купюры меняет цвет с медного на зеленый. Изменение цвета на новой 20-долларовой банкноте выражено более ярко.
Поскольку фальшивомонетчикам сложно воспроизвести эти элементы защиты, они зачастую и не делают этого в расчете на то, что кассиры и простые граждане не будут тщательно проверять деньги.
Фальшивомонетчики пытаются идти в ногу со временем
Фальшивомонетчики все чаще обращаются к новейшим цифровым методам, которые облегчают и удешевляют процесс изготовления поддельных купюр. По данным Секретной службы США, в 1995 году с помощью цифровых технологий был изготовлен всего один процент выявленных поддельных купюр. В 2002 году эта цифра возросла почти до 40 процентов.
Тем не менее, несмотря на деятельность фальшивомонетчиков, изготовление поддельных американских банкнот удается удерживать на низком уровне. По последним данным, доля фальшивых долларовых купюр в мировом обороте составляет 0,01-0,02 процента, то есть 1-2 банкноты на каждые 10 тысяч купюр.
По мнению директора Секретной службы США Ральфа Башама, сдерживать процесс изготовления поддельных купюр позволяет целый ряд факторов. «Залог успеха в борьбе с подделками - это эффективное международное сотрудничество в правоохранительной деятельности, совершенствование дизайна банкнот, чему посвящена сегодняшняя презентация, и повышение уровня информированности населения», - считает он.
Информирование населения
Действенным способом повышения эффективности мер по борьбе с фальшивомонетчиками служит информирование населения. Правительство США вместе с правительствами других стран проводит широкомасштабную международную кампанию по информированию общественности об изменении дизайна долларовых банкнот, об элементах защиты и способах проверки подлинности купюр. Специальные образовательные программы будут проводиться для банковских служащих, кассиров, работников розничной торговли, представителей деловых и профессиональных ассоциаций и СМИ. Поскольку две трети американских денежных знаков обращается за пределами США, информационные мероприятия пройдут по всему миру.
«Наша цель — обеспечить плавное и беспроблемное введение в обращение денег «нового цвета» во всех уголках мира: от Уолл Стрит - до Флит Стрит, от Санкт-Петербурга во Флориде - до Санкт-Петербурга в России», - подчеркнула казначей США Росарио Марин.
Более подробную информацию о новом дизайне 20-долларовой банкноты и ее изображение можно найти в Интернете по адресу: www.newdollar.ru
Другие статьи номера в рубрике Экономика: