Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 21 (532) от 22 мая 2003  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Экономика

Лесные войны с нелегалом

Анастасия ЗАГОРУЙКО

Левый оборот древесины бьет по карману не только государство, но и легальных лесопромышленников. А на Дальнем Востоке весь основной капитал, будь то легальный или нелегальный, крутится в двух отраслях, в рыбной и лесной.

Лесная проблема стала уже даже не столько экологической, сколько экономической. И обе они взаимосвязаны, ведь те деньги от леса, что уходят налево без налогов в бюджет, не дают и средств на восстановление лесов. Все эти факторы заставили объединиться не только краевую Приморскую администрацию с местной, в частности Дальнереченской, но и приморскую ассоциацию лесопромышленников и лесоэкспортеров (ПАЛЭКС), правоохранительные органы, экологов и общественность, в лице региональных СМИ.

Ситуация в лесном бизнесе...

Пристальный контроль за лесобизнесом идет в Дальнереченском районе со стороны всех органов власти. Пару лет назад район привлек к себе внимание общественности сложной обстановкой в лесном хозяйстве, и до сих пор является объектом внимания.

В Тернейском районе, по словам представителя ПАЛЭКСа Анатолия Кабанца, ситуация с лесом обстоит по -другому. Там всего один лесозаготовитель- это порт, которому своих мощностей не хватает, чтобы вырубить положенные ему по закону кубометры леса, поэтому воровать ему нет смысла.

В Дальнереченском же районе, уже начиная с конца 2001 года-начала 2002, ужесточился контроль над предприятиями лесопромышленности. После чего одному китайскому предпринимателю даже пришлось свернуть свой бизнес в Дальнереченске и передать его своим цивилизованным партнерам - «Лесэкспорту», как сказал начальник управления лесным комплексом Приморского края Павел Корчагин. «Также резко начало снижаться количество леса, перевозимого без документов и заготовленного нелегально. Все это связано с нашими совместными действиями».

Долгое время Дальнереченский район был на устах как наиболее криминализированный, наиболее подверженный китайскому бизнесу. Сейчас ситуация немного изменилась, во - первых, сократили число площадок для хранения леса.

«Как только в 2001 году мы начали работать, на территории Дальнереченского района действовало порядка 50 площадок. Любой тупичок, любой ж/д путь, к нему подгонялся автокран, загружался вагон, и лес практически бесконтрольно уходил на экспорт. Совместно с таможенным управлением, приморским участком ДВЖД было принято решение о проведении ревизии и ограничении мест погрузки леса на экспорт. Начиная с ноября, мы объехали все места отгрузки, собрали данные, определили для себя более цивилизованные, где загружается лес собственной заготовки, а не только покупной. Тогда по краю было более 200 площадок, комиссия решила, что нужно оставить 18, на сегодня их 25. Я думаю, может быть еще 1-2 откроем, и хватит для перегрузки всего леса ж/д транспортом. В Приморском крае у нас отработана четкая схема борьбы, (нелегалы - от авт.) начали искать обходные пути, загружать лес по внутреннему тарифу», - сказал Павел Корчагин в интервью газете.

Сейчас перед всей группой по борьбе с левым оборотом древесины стоит задача связать воедино дороги, склады и пилорамы. Такая работа уже ведется. Не зря же браконьеры хулиганят - стекла бьют, колеса протыкают, а иногда в открытую говорят: «Сколько вам дать, чтобы вы уехали отсюда?»

Один день из жизни браконьеров...

В период с 12 по 16 мая в Приморье, а конкретнее на территории Дальнереченского района, был проведен рейд (такие рейды проводятся регулярно), отличался он только тем, что в нем приняли участие приморские журналисты.

Во время патрулирования дороги был задержан лесовоз, перевозивший лес без документов. Само патрулирование ведется в составе инспектора ДПС, который проверяет документы на автомашину, и специалиста по лесу, который и занимается непосредственно проверкой леса. Остановленный лесовоз перевозил 12 кубометров кедра и 4 кубометра ели, и не имел никаких документов на эти кубометры. По словам водителя Александра Николаевича, ему никто не дает на руки документов на вывоз леса из тайги.

- Вас задержали за лес без документов - он ворованный? Как вы объясните ситуацию?

- Не знаю, это пусть начальники разбираются.

- Для кого был лес заготовлен? Какую фирму вы представляете?

- Я не знаю, для кого лес был заготовлен, а представляю фирму ЧП «Руденко». Мне сказали вывезти лес в район села Верного, я и вез.

По словам представителя ПАЛЭКСа Анатолия Кабанца, за этот случай (провоз груза без документов) грозит наказание в виде штрафа в пол- минимальной заработной платы, 50 рублей.

Дальше, если лес признают незаконно заготовленным, его конфискуют, поставят клеймо - К (что значит конфискованный), либо СМ (самовольный поруб) и реализуют в пользу государства. Пока устанавливают его судьбу, лес хранится на территории лесхоза, либо под расписку на площадке у частного предпринимателя. В течение 10 дней хозяин этого «нелегала» может еще предоставить документы, что лес законный. И тогда его вернут владельцу, хотя некоторые нецивилизованные бизнесмены умудряются за это время выправить все бумаги, пользуясь такой отсрочкой. Проверяются также и пилорамы, а среди них очень большой процент так называемых китайских, где работа идет с всевозможными нарушениями, так пилорама «100 драконов» уже год как закрыта из-за таких нарушений.

Но любая борьба с лесными нарушителями начинается с самого леса. То есть с работы лесников. О работе хранителей леса нам рассказал мастер Пожигинского лесничества Коляк Алексей Федорович...

- Алексей Федорович, вы занимаетесь охраной леса, а какое-нибудь оружие вам для этого выдается? Как у лесников с транспортом, со средствами связи?

- Последнее время плоховато с оружием, нет также никакого технического оснащения. Даже транспорт в плохом состоянии, добираемся где на попутках, где на личном транспорте. Обычно очень трудно поймать браконьеров на месте, дело в том, что они хорошо обеспечены связью. И мы только туда выехали, а они уже знают.

По словам Алексея Федоровича, вырубаются сейчас не только обычные деревья, но и те, что занесены в Красную книгу, такие как дуб, ясень, орех манчжурский. А сейчас по новому постановлению запрещена и рубка липы, так как она является медоносом, что своего рода хлебное дерево для некоторых районов Приморья. Поэтому любой лесовоз с липой можно смело останавливать, лес этот ворованный.

Не все так плохо... в нашем королевстве. Наряду с неприятными моментами в лесопромышленности есть и приятные. Так для поселка ЛДК восстановленное два года назад градообразующее предприятие ЛДК дало рабочие места на 500 человек. И в ближайшее время будет запущен еще один лесопромышленный комплекс, но уже в Дальнереченске, а это еще пара сотен рабочих мест.

Анастасия Загоруйко.

Фото Юрия ШУБИНА.

P.S.: Продолжение лесной темы в одном из следующих номеров


Другие статьи номера в рубрике Экономика:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100