Защита прав
Субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг
Сергей ДОЛОТОВ
Необходимость вернуться к вопросу о субсидиях вызвана тем, что в реальной жизни не каждый нуждающийся в субсидии может ее получить.
Такое положение дел связано и бюрократическими препонами, и пробелами в правовых актах, и с множеством нетипичных жизненных ситуаций. Этой публикацией мы намерены обратить внимание на эту проблему исполнительной и законодательной власти, правоохранительных органов и органов, осуществляющих государственную защиту потребителей жилищно-коммунальных услуг. Надеемся, что совместными усилиями добьемся осуществления основной задачи жилищно-коммунальной реформы - социальной защиты населения.
Примерно треть избирателей, которые обращаются в общественную приемную депутата Законодательного собрания Приморского края Имадаева А.М. (ул. Краева 8-а, тел. 27-09-52) с просьбой дать разъяснение о порядке получения субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг, возмущаются бюрократической волокитой городских чиновников в этом вопросе и всяческим их противодействием в реализации прав граждан. Кроме того, что принимаются конкретные меры по каждому такому обращению, считаем необходимым осветить те вопросы, которые повторяются наиболее часто.
Напомним, что порядок предоставления субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг предусмотрен следующими основными документами:
* Закон РФ «Об основах федеральной жилищной политики», № 4218-1 от 24 декабря 1992 года (ст. 15), далее в тексте - «Закон № 4218-1» ;
* Указ Президента РФ «О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации», № 425 от 28 апреля 1997 года, которым одобрена «Концепция реформы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации» (глава 4 Концепции
«Обеспечение социальной защиты населения»), далее в тексте - «Указ 425»;
* Постановление Правительства РФ «О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения» № 887 от 2 августа 1999 года, которым утверждено «Положение о предоставлении гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг», далее в тесте - «Постановление № 887»;
* Приказ Госстроя РФ № 17-92 от 28 октября 1997 года, которым утверждены «Методические рекомендации по расчету субсидий и учету действующих льгот по оплате жилья и коммунальных услуг», далее в тексте - «Приказ № 17-92»;
* Постановление Губернатора Приморского края № 728 от 15 ноября 2000 года, которым утверждено краевое «Положение о порядке предоставления гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг», далее в тексте - «Постановление № 728»;
* Постановление администрации г. Владивостока № 485 от 28 марта 2001 года, которым утверждено городское «Положение о порядке предоставления гражданам компенсаций (субсидий) на оплату жилья и коммунальных услуг в г. Владивостоке», далее в тексте - «Постановление № 485» В других муниципальных образованиях должны быть утверждены Положения для этих муниципальных образований.
Данные документы анализировались ранее в газете «Арсеньевские Вести» № 11 за 14-20 марта 2002 года и № 12 за 21- 27 марта 2002 года , а также в Справочнике потребителя, выпуск 1 (можно приобрести в редакции по ул. Пограничная 12, к. 10, телефон 22- 32- 84 ).
1. Правомерно ли отказывают в начислении субсидии при моем несогласии с долгом, выставленным мне «Дальэнерго» с 1997 года?
Как вы помните, у большинства жителей г. Владивостока с февраля 2001 года «появились» долги по оплате за отопление и горячую воду с 1997 года, которые выставило нам ОАО «Дальэнерго». Почему именно в феврале 2001 г., а не раньше? Ответом на этот вопрос могут служить «Соглашение между администрацией города Владивостока и ОАО «Дальэнерго» по вопросу передачи права на сбор платежей населения за потребленные энергоресурсы» от 22 февраля 2001 года и постановление администрации г. Владивостока «О сборе оплаты за электрическую и тепловую энергию» № 319 от 1 марта 2001 г. ОАО «Дальэнерго» по этим документам получило право получать от нас деньги и стало само начислять нам платежи. Видимо, искушение выпотрошить карманы граждан у этого ОАО взяло верх над соображениями законности, справедливости своих действий. Мы не будем останавливаться подробно на доказательствах незаконности отдельных сумм начислений долгов (читайте Справочник потребителя, выпуск 1). Будем исходить из той ситуации, что в настоящий момент, по мнению ОАО «Дальэнерго», вы - должник.
Те городские чиновники, которые отказывают вам в начислении субсидии на этом основании, нарушают действующее законодательство, так как в Законе Приморского края «О защите прав граждан в жилищно-коммунальной сфере» № 241-КЗ от 11.06.2002 г. в ст. 9 « Предоставление субсидий» прямо сказано: «... При наличии задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленной в судебном порядке, субсидии оформляются после подписания гражданами обязательства о погашении задолженности в согласованные сроки. ... Исполнитель при установлении задолженности гражданина по оплате жилищно-коммунальных услуг обязан своевременно обратиться в суд с иском о взыскании задолженности.
Органы местного самоуправления Приморского края не вправе отказать в оформлении субсидии гражданам в период рассмотрения иска о взыскании с них задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг до вступления решения суда в законную силу».
Таким образом, отказ в субсидии на основании наличия долга без решения суда, вступившего в законную силу, НЕЗАКОНЕН.
2. Правомерно ли мне начисли субсидию на 1 месяц, а не на 6 месяцев? Сказали, что так положено, поскольку нестабилен доход моего мужа.
По действующему законодательству субсидии должны оформляться на 6 месяцев. В случае, если доходы граждан в промежутке между плановыми переаттестациями уменьшились либо повысились тарифы на жилищно-коммунальные услуги, можно произвести промежуточную переаттестацию доходов и начисленных субсидий (п. 11 Постановления № 728).
В Постановлении № 485 (Копылов) введено дополнительное условие (п. 2.6): «...В индивидуальных случаях, если состав и доход семьи нестабилен, переаттестация может проводиться через месяц», которое незаконно на том основании, что в Постановлении № 728 такого условия нет, а Постановление № 887 прямо предусматривает (п.6 ): «Субсидии устанавливаются организацией, уполномоченной органом местного самоуправления, после предъявления гражданами необходимых документов в СООТВЕТСТВИИ С УТВЕРЖДАЕМЫМ ОРГАНОМ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОРЯДКОМ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СУБСИДИЙ ГРАЖДАНАМ...». Более того, по смыслу вышеперечисленных документов инициатором промежуточной переаттестации является гражданин, но не работник отдела льгот и субсидий. Чехарда с сокращенными сроками переаттестаций на право получения субсидий порождает бесконечный процесс по сбору справок, вызывает справедливое возмущение граждан и направлено, видимо, на то, чтобы граждане отказались от своего права на субсидии. Только кому это выгодно? Таким образом, начисление субсидии сроком на 1 месяц НЕЗАКОННО.
3. Правомерно ли требуют справку и документы на машину для начисления субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг?
Постановлением № 728 (п. 34) и Постановлением № 485 (п. 5.3) предусмотрены перечни документов, необходимых при начислении субсидий и подтверждающих доходы каждого члена семьи. В этих перечнях не предусмотрено предоставление документов на автотранспорт, принадлежащий гражданину, обратившемуся за субсидией. Таким образом, данное требование работника отдела льгот и субсидий НЕЗАКОННО.
4. Проживаем в квартире вдвоем с мужем, а прописана еще, кроме нас, дочь, которая проживает со своей семьей отдельно, по другому адресу. При моем обращении за субсидией от меня требуют справку о доходах дочери. Правильно ли это?
В данном случае субсидия должна оформляться на двоих (без дочери). Для подтверждения факта непроживания вашей дочери необходимо представить в отдел льгот и субсидий либо справку из ЖЭУ по месту ее фактического проживания, либо справку из вашего ЖЭУ о том, что дочь в вашей квартире не проживает. При отказе ЖЭУ дать такую справку (не имеют право так поступать) составьте акт с соседями (свидетели) и представьте его вместе с другими документами на субсидию. В акте только обязательно укажите, что вы его составляете вынужденно, в связи с отказом ЖЭУ выдать справку. Согласно п. 4 Положения (Постановление № 728) в состав малоимущей семьи при предоставлении субсидии включаются совместно проживающие и ведущие совместно хозяйство члены семьи. Также Верховный Суд РФ в своем определении от 12.10.2001 г. по делу № 5- ГО1-123 указал, что Постановление № 887 не ставит предоставление субсидий гражданам по оплате жилья и коммунальных услуг в зависимость от их регистрации. Частью 2 ст.3 Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» установлено, что регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, законами РФ, конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.
Таким образом, требование о предоставлении справки о доходе вашей дочери и отказ от предоставления субсидии на основании отсутствия такой справки НЕЗАКОННЫ.
Ждём ваши вопросы на тему субсидий почтой либо по телефону 22-32-84.
Другие статьи номера в рубрике Защита прав: