Земля-кормилица
Идея органического земледелия
Роберт Родейл
Охрана окружающей среды и жизнь в согласии с природой стали важной частью философии и политики 80-х годов. Задыхаясь под бременем собственных ошибок, человечество видит в этой философии свою единственную надежду на спасение.
Целинных земель больше не осталось. Все когда-то тихие уголки, где «не ступала нога человека», постепенно застраиваются. Воздух и вода почти повсеместно заражены.
В нынешних условиях трудно не оценить преимущества «органического» образа жизни и мышления. Что может быть лучше небольшого сада или огорода, где без всяких химических удобрений и пестицидов растут овощи и фрукты, своим вкусом напоминающие нам сладкие дни детства, к тому же полезные не только для тела, но и для души.
Идея органического земледелия оформилась в полноценную философию задолго до начала эпохи «химизации». Ведь загрязнение и деградация окружающей среды, от которых страдает сегодня столько людей, были предсказаны более полувека назад основателями органического земледелия. Уже тогда они видели тревожные признаки надвигающейся беды и высказывали опасение, что химические удобрения и пестициды, в конце концов, поразят болезнями все человечество.
Итак, идея органического земледелия родилась давно. Важно, что она предлагает нам возможность жить здоровой и полноценной жизнью даже в наш все более синтетический век.
Пионером «органического мышления» был сэр Альберт Говард, служивший в 1920-х годах британским советником по вопросам сельского хозяйства в Индии. Сэр Говард понимал, что у Индии нет денег на закупку химических удобрений, а ее население растет и требует все больше продовольствия, чтобы прокормиться. И Говард предложил разработать систему земледелия, основанную исключительно на возобновляемых ресурсах. Он предложил способы перерабатывать имеющиеся питательные вещества (навоз домашних животных и растительные остатки) прямо на месте.
Он научил индийских фермеров заготавливать компост, укладывая в кучи сорняки, растительные остатки, навоз, содержащий много азота, и небольшое количество почвы. В результате жизнедеятельности бактерий такие кучи вскоре нагревались до температуры 66 градусов Цельсия.
Без машин и электричества индийские крестьяне не имели возможности перерабатывать эти отходы механически. Компостируя их, они добивались сгорания стеблей и листьев и получали ценное удобрение для почвы, способное заменить питательные вещества и гумус, забираемые из почвы сельскохозяйственными культурами.
В идеях Говарда было заложено не только решение насущной проблемы. Его очень беспокоила настойчивость, с которой научная общественно ратовала за синтетические заменители многих естественных продуктов. В основе этих идей лежали открытия немецкого химика XIX века Юстаса фон Либиха, провозгласившего, что растительная материя химически очень проста, поскольку после ее сжигания в золе ему удалось обнаружить лишь азот, фосфор и калий. При этом Либих полностью игнорировал органические составляющие растительных остатков.
Индустрия химических удобрений выросла на пепле Либиховых экспериментов. Рекламные агенты убеждали фермеров, что для поддержания плодородия почвы вполне достаточно возобновлять в ней запасы азоты, фосфора и калия, регулярно подсыпая на поля химические удобрения. Как известно, призыв к химизации прокатился по всему земному шару, дав начало индустриализации сельского хозяйства.
Говард справедливо усмотрел в доктрине Либиха угрозу естественному кругообороту веществ в природе. Согласно «научной» системе сельскохозяйственного производства почва просто превращалась в субстрат, куда помещались растения для последующего «выкармливания» их искусственно созданными растворами. Извечные ритмы природы, которые, собственно, и создали почву, нарушались. Говард начал свою проповедь, пытаясь убедить думающих земледельцев, что естественный кругооборот жизни на Земле можно сохранить, возвращая растительные и животные остатки в почву, борясь с насекомыми-вредителями при помощи неядовитых веществ, избегая синтетических, растворимых в воде химических удобрений, которые отравляют природу ядовитыми остатками. Если не сохранить естественный кругооборот жизни, убеждал Говард, будущие поколения столкнутся с проблемой снижения плодородия почв, а значит, с голодом, болезнями и загрязнением природы.
Роберт Родейл,
«Новый садовод и фермер».
На фото: Роберт Родейл.
Другие статьи номера в рубрике Земля-кормилица: