Защита прав
Грязным сапогом в "Родник"
Татьяна РОМАНЕНКО
В этом году исполняется 10 лет со дня подписания Президентом Указа N1 “Об образовании в РФ”, и все эти годы инновации арсеньевской школы “Родник” подвергаются гонениям.
Ну, скажите, зачем человеку, живущему в таежном городе Арсеньеве хорошее образование? Зачем ему английский, хореография, шашки и шахматы? Зачем в этой тьму-таракани быть хорошо воспитанным человеком? Как он будет со всем этим жить, куда приложит свои знания и умения? Для той жизни, которая ему предназначена в г. Арсеньеве, это не нужно. А если ребенок вдруг все это получит (по недогляду чиновников от образования), то ведь удерет в столицы, где на все вышеперечисленное имеется спрос. А вот это уже безобразие - население даже в тьму-таракани уменьшаться не должно. Иначе кем будут руководить начальники, их замы, помы и секретари?
Наивный В.Трубицын об этом не задумывался, когда 10 лет назад зачинал с нуля в Арсеньеве экспериментальную школу с чистым названием “Родник”. К нему приводили проблемных детей, часто не очень здоровых. За 10 лет школа делала из них хороших учеников, здоровых детей, которые во всем отличаются от своих сверстников из других школ города. Они лучшие в учебе, занимают места на краевых и на городских олимпиадах, много золотых и серебряных медалистов. Проводятся спортивные соревнования. В “Роднике” английский язык изучают с первого класса. В виде эксперимента в прошлом году ввели корейский язык. По сведениям Арсеньевского ГОВД это единственная школа в городе, учащиеся которой в 2001 году ни в одном правонарушении не участвовали.
Школа создавалась вопреки желанию администрации и управлению образования. “Родник” поселили в здание, которое предназначалось к капитальному ремонту. Своими силами его восстановили. Но все, что здесь ни делалось, воспринималось чиновниками в штыки. За десять лет работы коллектив школы не получил ни одного поощрения или похвалы.
Три раза школу пытались закрыть. Зачем?
Закон определяет, что контроль над образовательными учреждениями осуществляют только отделы народного образования. Однако избранники народа, городские депутаты, решили назначить над школой дополнительного контролера в виде отдела по защите прав потребителей. Дума утвердила положение о дополнительных платных образовательных услугах.
Закон о защите прав потребителя и закон об образовании - это два акта, которые своими правоотношениями никак друг другу не соответствуют.
Школа Трубицына, работающая на основании закона об образовании, под положение, принятое городской Думой никак не подходила.
Трубицын: “Государственный образовательный план с первого по 11 класс мы выдерживаем, но мы еще примерно такую же половину выдаем в виде дополнительного образования по дополнительным предметам. Эта часть уже является как бы частной школой. Мы с Советом школы за основу мы взяли бюджетную схему расчета. Все расходы по дополнительному образованию в соответствии со штатным расписанием делятся на каждого ученика в школе.
До поры до времени все как-то обходилось, и даже управление образования одобрительно указывало, что с учеников мы берем маленькую плату”.
Но “вдруг” нашлась одна родительница, которая сказала, что ее ребенку дополнительные предметы не нужны, она платить не собирается. С этого и началось. Управление образования пришло с проверкой, (как раз губернатор заявил об экономии средств), сделало свои выводы. Директора наказали лишением надбавок и строгим выговором. И тут в дело вступил отдел по защите прав потребителей и вынес директору предписание о перерасчете всех услуг для каждого предмета и каждого ученика с начала учебного года. Получилось, что детям пришлось бы платить по разному: от 180 рублей до 340. Это крайне неудобно и противоречит принципам “Родника”, которые Трубицын закладывал с самого начала - стабильность и равенство всех учеников, защищенность учителя. Как известно, образование в нашей стране по коррумпированности находится на втором месте после органов власти. Раздельная плата за “дополнительные” образовательные услуги может породить плату за совершенно определенные виды услуг, например за хорошие отметки ученикам.
По закону главным управляющим органом является совет школы. Он утверждает бюджетные планы, размер родительской платы, освобождение от нее, льготы. Если родители вносят плату, то они имеют полное право участвовать в управлении школой. На родительском собрании 198 человек почти единогласно (при одном воздержавшемся) решили работать по-старому. Совет школы отказался подчиняться приказам посторонних.
Отдел по защите прав потребителей подал на директора в суд, требуя изменения образовательной программы.
17 мая состоялся суд, а 10 мая Трубицын был уволен за “однократное финансовое нарушение”.
Георгий Иванович Бакушев, председатель Совета школы: “У меня здесь учится сын, перешел в 8 класс. Я перевел его сюда из школы N 4. Здесь больше внимания ребенку.
Есть закон, где четко сказано, что управление школой осуществляется Советом. Но начальник управления образования игнорирует это, он даже не обращает внимания на закон. Самое грязное - это лицемерие руководства. Как нам стало известно, Покрашенко и глава администрации подали в гордуму документы о закрытии школы. Когда мы это узнали 9 числа, мы пришли на рабочее заседание думы и стали свою школу отстаивать, предоставили документы, что школа лучшая в городе. Дума свое предварительное решение выносит - не закрывать. 10 числа созываем Совет школы, на который приглашаем Покрашенко, он делает изумленные глаза: “Кто вам сказал о закрытии школы?” 11 числа в Думе нам сказали, что документы о закрытии школы были, но Покрашенко документы решил отозвать. Так что мы школу отстояли пока. За это они расправились с директором”.
В Арсеньеве идет конкуренция между образовательными учреждениями, учеников мало, не всякая школа может укомплектовать первый класс. В школу к Трубицыну родители ведут учеников с удовольствием.
Председатель Совета школы считает, что и у администрации города есть свой интерес, она просто хочет завладеть зданием школы и распоряжаться им по своему усмотрению. А чтобы это легче было сделать, надо школу обезглавить, уволить директора, на котором все держится.
В этом году исполняется 10 лет со дня подписания Президентом Указа N1 “Об образовании в РФ”, и все эти годы инновации арсеньевской школы “Родник” подвергаются гонениям. Но самое ужасное здесь то, что в результате формального подхода к работе школы полностью игнорируются интересы детей.
Татьяна РОМАНЕНКО.
Рис. И.Ахмадеева.
Другие статьи номера в рубрике Защита прав: