Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 57 (457) от 13 декабря 2001  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Защита прав

Гражданский форум: сделан первый шаг на долгом пути?

Анна СЕЛЕЗНЕВА

Демонстрация перед всем миром грандиозного действа под названием “Гражданский форум” состоялась. Главная цель власти достигнута: существование гражданского общества, с которым сотрудничает власть, признано в России публично.

Перед всем миром. На высшем официальном уровне - президент, премьер, министры, депутаты... Именно это подтвердила и плакатная растяжка в центре Москвы - “Гражданский Форум. Москва. Кремль”, и само место проведения - символичный Кремлевский Дворец съездов. Для этого-то словосочетания - как символа важности действа, да и самого наличия гражданского общества в России - и был предложен Кремлевский дворец съездов - самый большой, самый символичный, самый значимый зал - символ единения когда-то партии и народа, теперь - власти и народа. Кстати, именно размеры съездовского зала определили и количество участников Форума - пять тысяч человек: не мог же президент выступать в самом значимом месте страны перед полупустым залом. И его наполнили.

Немного предыстории

По первоначальному плану администрации Кремля и ее политических консультантов гражданское общество России должны были представлять... Ассоциация восточных единоборств и Союз композиторов, ассоциация парикмахерского искусства, филателисты, школа игры в бисер, кинологи, любители редких пород, пекари, сочувствующие больным диабетом, общества садоводов и пчеловодов... И много-много других подобных объединений - прежде всего, по интересам. Именно их включали первоначальные списки. Только при чем здесь гражданское общество - без тех, кто защищает гражданские свободы и общественные интересы?

Однако все случилось не так, как задумывалось. В январе состоялся первый чрезвычайный съезд в защиту прав человека, собравший без всякой помощи государства наиболее мощные и активные общественные организации России. Он-то и продемонстрировал власти, что гражданское общество уже есть и что оно может действовать самостоятельно, призывая власти к ответу на вопросы общества. Тем более перед глазами Совета Европы и других международных организаций.

И тогда-то политтехнологи власти спохватились. Оказывается, власти пора увидеть свои общественные организации, свое гражданское общество, которое, оказывается, уже успешно существует независимо от власти. Пора показать и загранице, что власть способна сотрудничать со своим гражданским обществом.

Президент поручил созвать съезд. Уже в июле президент встретился со своим народом - представителями общественных организаций. Правда, оказалось, что музыканты, пчеловоды, коллекционеры, охотники - еще не могут олицетворять гражданское общество. Надо идти к самым мощным, самостоятельным и сильным - правозащитникам, экологам, деловым людям. А те на условиях, предлагаемых властью, не собирались даже разговаривать. Одобрямса не получалось. Выстраивания очередной вертикали - из общественных организаций, с выборами центрального руководящего органа - тоже. Вертикаль на глазах известного политтехнолога Глеба Павловского превращалась в неподвластную горизонталь. Торжественного единения вокруг президента не ожидалось. Но власти уже требовалось сотрудничество с гражданским обществом. Пришлось искать компромиссы.

Компромиссы

Концепция форума изменилась. Требованием общества оказалась не торжественная демонстрация единства, а равноправие всех. Никакая организация не может представлять интересы всего общества, настолько различны интересы и взгляды общественных организаций. Они представляют только себя.

Так были выработаны общие принципы - никаких общих органов, никаких резолюций, никаких заключительных документов. Более того, в Кремлевском дворце съездов - лишь торжественные пленарные заседания - открытие и закрытие. Вся работа пойдет так, как привыкли уже работать люди, имеющие опыт - правозащитники, экологи, политтехнологи, которых было, конечно, меньшинство, но именно они смогли направить работу по “круглым столам” и дискуссиям, по переговорным площадкам, на встречах с представителями власти. Оказалось, что в России уже достаточно грамотных технологов, умеющих не митинговать, а работать и организовывать работу. В результате переговорщики из команды Павловского были заменены на других из кремлевской администрации.

Взаимодействие НКО и власти - процесс заведомо и принципиально конфликтный. Власть консервативна, - и только будучи консервативной может выполнять свою функцию - охранять закондательно утвержденные принципы существования. Гражданское общество в условиях постоянно меняющейся действительности всегда должно быть прогрессивнее власти. Отсюда - конфликты и столкновения, стремление не замечать друг друга, противоречия, просьбы у одних - социально зависимых, требования у других - активно защищающих права человека.

Новая модель?

Гражданский форум попытался стать новой моделью взаимоотношений общества и государства. Отсюда на Форуме - дебаты и требования, а не только смиренный плач об отсутствии денег и помощи : конструктивный разговор и предложение помощи государству в подготовке новых кадров и новых технологий, экспертной разработке решений, опыт решения общественных проблем. Ну и, конечно же, просьбы о помощи и о воздействии на местные органы власти, даже смешная просьба Путину - снять неугодного руководителя творческого союза... Хотя Путина завалили записками.

Практически все “столы” и дискуссии отличались остротой и требовательностью. Да и как могут мирно проходить дискуссии при обсуждении военной реформы , военной службы и прав человека, о правах человека в деятельности судебно-правовой системы и закрытых структурах, информационной открытости государства, о здоровье населения и окружающей среде, социальной политике: исключительная ответственность государства или партнерство? Права беженцев и вынужденных переселенцев, миграционная политика, толерантность, гражданский контроль и экспертиза , Чечня - общая забота и боль, проблемы детства, национальная и общественная безопасность, местное самоуправление, проблемы развития бизнеса и экономики, гражданская экспертиза, культура, подготовка новых кадров, молодежная политика, проблемы женщин и детства - 21 дискуссия состоялась на Форуме, а в их рамках - около 70 “круглых столов”, в которых приняли участие руководители администрации президента (Александр Волошин), несколько министров. Хотя ... Радужно воспринимать не стоит - например, так и не явились ни Генпрокурор, ни министры ФСБ, МВД. Правда, министр МВД вовремя спохватился и срочно предложил встречу сразу после закрытия форума - видимо, подействовал наказ Путина....

Что получилось?

Что получилось у власти? Демонстрация наличия гражданского общества и внимания власти. Что это для общества? Мыльный пузырь, как формулировали многие?

Или есть в этом сермяжная правда?

Как всегда - есть опыт встреч и налаживание горизонтальных связей. Есть обмен опытом. Есть озвучивание многих проблем общества перед властью - и это, похоже, понял президент, потребовав у чиновников крупного ранга не только присутствия на круглых столах, но и отчета об их работе на форуме и продолжения ее, что стало для многих неожиданным. Встречи членов оргкомитета с чиновниками продолжаются, вырабатываются общие платформы действий министерств и общественников.

Не все гладко прошло. Была и фантастическая неорганизованность, мешало отсутствие информации, организаторы не обеспечили нормальную работу для инвалидов, не предоставив им даже синхронных переводчиков или не предусмотрев подъемы по лестницам.

И все-таки Форум не превратился в парад самоотчетов, жалоб и просьб. Его участники требовали от государства решения наболевших проблем и предлагали решения и помощь. Даже на торжественном открытии в присутствии президента говорили о главных проблемах. Орест Миронов, проделавший путь от коммунистов до главного правозащитника, говорил о нарушении государством прав человека как о самой большой проблеме. Даже Марат Баглай, председатель Коституционного суда, говорил о проблемах суда. Благостного и ура-патриотичного форума-единения с властью не получалось. Хотя и не получилось и не могло получиться единства единомышленников, потому что каждая организация может говорить только от себя и представлять только себя.

Элла Памфилова: “Раньше вообще власть внимания на общество не обращала, сейчас, думаю, легче будет в регионах работать, политике президента не препятствовать. Это уже большое дело. Хоть какой-то шажок вперед”.

Эрнст Черный, “Экология и права человека”: “Этот форум - отзвук правозащитного съезда - власть поняла, что общество есть и с ним надо сотрудничать... Президентом дан сигнал для чиновников, хотя и слабый”.

Елена Мирошниченко, председатель комитета солдатских матерей из Владимира: “Мы защищаем наших детей - едем, пишем, обращаемся в военкоматы и к прокурорам, добиваемся прокурорских проверок”. Она читает свои стихи...

Просто фантастичным оказался на форуме сам факт выступления нашего Григория Пасько, подсудимого, обвиненного в шпионаже и государственной измене, - в Кремле, с трибуны символического Дворца съездов, в присутствии премьера и вице-премьеров - с докладом об отсутствии информационной открытости государства - фантастика!

Виктор Корягин,Томск: Мы провели тысячи анкетирований и выпустили сборники о нарушении прав человека в Томской области, защищаем в судах...

Святослав Забелин, член оргкомитета: “Продолжается конкретная работа в министерствах по наметкам обсуждений на форуме. Идут трехсторонние соглашения, в частности, по доктрине экологической безопасности, по военно-промышленному комплексу...”

От Приморья поехало почти тридцать человек. Трое выступали с больших трибун - Марина Бажанова (новые кадры для общества и государства), Григорий Пасько (информационная открытость государства). Елена Кодратьева выступила на пресс-конференции.

21 отчет с трибуны о результатах дискуссий. Никаких официальных решений. Но - мысли. Но опыт. Если их не использует государство - себе и нам на беду - их использует общество, которое создается. Ему еще очень много надо, чтобы окрепнуть. И прежде всего - экономическая самостоятельность граждан. И все-таки оно уже есть. Оно учится говорить само, а не только прислушиваться и не повторять слова чиновные. Оно становится главным партнером власти - и власть это признала проведением Форума. И продолжением сотрудничества после его окончания.

Анна Селезнева, участник Гражданского Форума.

На снимке: участник Гражданского Формуа Григорий ПАСЬКО.


Другие статьи номера в рубрике Защита прав:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100