Защита прав
Заповедник
Марина ЗАВАДСКАЯ
Много в нашей жизни нелепиц. Впрочем, насколько я могу судить по собственному жизненному опыту, раньше их было еще больше. Например, “рыбный день” в общепитовских столовых, талоны на водку, пятижды (или шестижды?) Герой Совсоюза и пиво только членам профсоюза.
В современных рыночных условиях нелепицы вымирают, хоть и в жутких корчах. Но не все и не сразу - есть еще заповедные места.
Недавно в редакцию пришел человек и рассказал об одном таком месте. Это “Протезно-ортопедическое предприятие”, расположенное на Магнитогорской улице во Владивостоке, призванное обслуживать инвалидов всего края, изготовляя всевозможные протезы.
Нелепость первая - это улица Магнитогорская. “Предприятие” расположено на горке, куда и здоровый не сразу взбежит - а что ж говорить о людях, у которых проблемы как раз с ногами!
Нелепость вторая - само “предприятие”. На самом деле это кустарная мастерская с четырьмя мастерами. Если учесть, что в очереди на изделия этого “предприятия” в прошлом году стояло 12 тысяч человек по краю, то штат могли бы и расширить.
Почему данные только за прошлый год? А это третья нелепость. На вопрос, сколько же человек в очереди сейчас за изделиями “предприятия”, здесь отвечают: “А вам зачем?” Хотя эти сведения вряд ли входят в список гостайн.
Нелепость четвертая - квалификация мастеров. Она низка, потому и сами мастера грубы с посетителями, и изделия их получаются такими же грубыми, тяжелыми, неудобными.
Пятая нелепость (наша родная, старая знакомая) - “предприятие” подчиняется только Москве. Персонал гребет денежки из наших собесов и живет безбедно. А сколько персонала? Сложный вопрос. Инвалид, просидевший на “предприятии” в очереди несколько часов, насчитал 40 человек. Как-то не хочется в это верить: нелепость-то она нелепость, но не до такой же степени...
А результат - многие инвалиды сами выстругивают себе “ноги” из подручных чурок. Может, качество и похуже, чем на “предприятии”, да зато расходов поменьше - и денежных, и нервных. Вы представляете, если безногий живет где-нибудь в Пожарском или Красноармейском районе? Сделать заказ, примерить, получить... Не наездишься! В общем, как в сказке-страшилке о медведе на липовой ноге: “Скрип-скрип... Где моя нога?”
Впрочем, нелепости на этом не заканчиваются. Протезы хоть здесь делают, во Владивостоке, а вот костыли и трости везут из Уфы. Почему бы их не делать здесь - хотя бы на Инструментальном заводе? “А заказа нет, - говорит директор завода. - И не будет. Они у меня ничего украсть не смогут”.
Может быть, он прав, и все нелепости - ради возможности украсть? А у кого же и украсть, как не у инвалидов: они-то никуда не денутся, а остальных все это вроде как не касается - никто и проверять не будет...
Есть у меня знакомая - молодая симпатичная девушка, хореограф. Но по специальности она не работает. У нее нет обеих ног.
От несчастья не застрахован никто.
Марина ЗАВАДСКАЯ.
Другие статьи номера в рубрике Защита прав: