Защита прав
Преступление и наказания: карать – просто
Игорь Моржаретто, «За рулем».
За езду в нетрезвом виде хотят сажать. Повод для того есть: осенью в столице случилось сразу несколько ужасных аварий с жертвами. Депутаты и чиновники снова решили, что самое действенное средство – ужесточить наказания для водителей. Автор уверен, что этот путь неэффективен.
В Москве, на Минской улице, пьяный лихач сбил 22 сентября насмерть семь человек, в том числе пятерых детей. Нетрезвая 21-летняя дама 20 октября устроила на Кутузовском проспекте аварию, в которой пострадало семь машин, а мотоциклист лишился ноги. В тот же день на другом конце столицы сотрудник полиции «после стакана водки» сбил на пешеходном переходе трех человек.
С самого начала было понятно, что власть должна как-то отреагировать на трагедии, и она отреагировала. Владимир Путин заявил, что «за некоторые вещи нужно просто карать. К сожалению, по-другому не получается». И тут же на самом высоком уровне зазвучали самые разные предложения – от клеймения водителей-пьяниц и их водительских удостоверений до конфискации автомобилей и пожизненного лишения свободы. К концу октября инициативы депутатов-единоросов в виде поправок к Административному и Уголовному кодексам поступили в Государственную думу. Скорее всего, они будут приняты еще в этом году.
Алгоритм действий понятен: если что-то случилось, надо ужесточить наказание – и все станет хорошо…
Казалось, к началу осени этого года удалось убедить власть: абсолютного нуля в природе не существует, в соответствии с рекомендацией ВОЗ надо установить нижний уровень содержания алкоголя в крови водителей, чтобы отсечь реально выпивших от не слишком здоровых. Вообще, «нулевая» норма привела, по данным Национального антикоррупционного комитета, к росту числа (и размера) взяток по всей стране.
Но теперь наверху объявили последний бой пьянству за рулем – и руководители фракции «ЕР» в парламенте решили, что у нас в стране будет только нулевой уровень алкоголя. Что в принципе антинаучно. К тому же само по себе ужесточение наказания не решает проблему. Ведь дело отнюдь не в жестокости наказания, а в его неотвратимости. У нас же наказание применяется весьма избирательно, многим удается его избежать, «решить вопрос» на месте – с помощью связей, корочек или просто за деньги. Любой столичный водитель, даже абсолютный трезвенник, знает, сколько сейчас стоит откупиться, если алкотестер показал значение выше нуля: 100 000-200 000 руб.
Но после Нового года нам предъявят новый «состав преступлений» – обновленный КоАП, где нижний размер штрафов только для автомобилистов установлен на уровне 500 руб. (в остальных случаях – 100 руб.). Специально для нас же отменяется принцип «одно нарушение – одно наказание»: поправка к ст. 3.3 КоАП РФ позволяет использовать лишение прав и административный арест в виде дополнительного наказания. С законопроектом мы предлагаем ознакомиться всем желающим. Полагаем, что практически все предложения станут законом.
Только поможет ли это установить образцовый порядок на дорогах? Сомневаюсь. Для этого нужен комплекс мер, нужен анализ уже существующих законов с выводами, почему они не работают. Необходимы не столько карательные, сколько профилактические меры. Посадить убийцу с Минской улицы – четверть дела. Не дать ему сесть за руль в таком состоянии – вот главная работа.
ИЗМЕНЕНИЯ в УК
Проект предусматривает изменение и дополнение ст. 264 Уголовного кодекса («Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств»). За одно преступление будут карать два-три раза: длительным лагерным сроком (до 20 лет), затем лишением прав (вплоть до пожизненного) и запрещением на работу (тоже на всю жизнь). Появится и новая статья – 265?я, покоторой водителей, второй раз уличенных в употреблении алкоголя за рулем, будут судить уже по Уголовному кодексу (до трех лет лишения свободы). В предложенном варианте УК за «пьяное» ДПТ будут карать строже, чем за умышленное убийство.
Игорь Моржаретто, «За рулем».
Другие статьи номера в рубрике Защита прав: