О жизни угодника Божия сохранилось немного сведений. Но за свои чудеса защиты гонимых, помощи страждущим «Иоанн Воинственник», как его часто именовали, издавна любим на Руси. Подробную статью о его житии можно прочитать на сайте Pravoslavie.wiki.
Краткое житие
Временем жизни мученика определяют обычно IV в., а подвиг приходится на сложные для христиан годы правления императора Юлиана Отступника. Этот царь именуется так потому, что, нарушив обеты Крещения, отошел от Христа, попытался возродить уже отжившее язычество. Краткое время его царствования (361-363 гг.) ознаменовалось притеснениями верующих во Христа вплоть до пыток, казней.
Св. Иоанн служил тогда царю в так называемом полку таифалов – это были принятые империей на службу жители Скифии. Так как византийские историки часто смешивали скифов с готами, славянами, другими племенами из тех мест, высказываются мнения о том, что св. Иоанн был либо готом, либо даже имел славянское происхождение.
Его подвиг – тайная помощь христианам во время гонений. Будучи послан арестовывать, пытать верующих, он старался заранее известить их о подходе воинов, чтобы те могли скрыться. Не раз он также тайно отпускал на свободу уже схваченных для мучения верных.
Существуют разные мнения о кончине жизни святого:
- согласно одному из них, отраженному в Синаксаре Александрийской Церкви на день его памяти, св. Иоанн дожил до гибели имп. Юлиана, затем прожил долгую жизнь, и мирно преставился уже будучи преклонных лет;
- однако, многие богослужебные песнопения, посвященные святому, повествуют о его гибели от воинов царя-отступника, узнавшего о его тайных благодеяниях верующим.
Как изображают на иконах
Святой пишется в воинских доспехах, алом плаще, традиционном для изображения мучеников. В его деснице – обнаженный меч, в левой руке – копье. Иногда на полях иконы есть небольшие клейма с изображением основных событий его жизни. На иконе, начала XIX в. из Палеха такие изображения сопровождаются отрывками из жития. Согласно одному из них, император, повелевший св. Иоанну «мучити христиан» - не Юлиан, а Диоклетиан, живший примерно 50-60 годами ранее (нач. IV в.).
Возможно, это отражает какую-то из версий жития святого, согласно которой свой мученический подвиг он мог начать во время Диоклетианова гонения, а окончить уже к старости во времена Юлиана.
Почему святой мученик считается защитником от обидчиков и воров
На Руси святого особенно почитали воины, ему также часто молились об защите от разбойных нападений, вообще разного при разного рода житейских неурядицах. Это вызвано как тем, что уже при земной жизни мученик защищал гонимый, так и его посмертными чудесами. Об этих чудотворениях говорит тропарь святому: «страдающим людям во всяких искушениях ты помогаешь, укрепляешь воинов в сражениях, избавляешь от вражеского плена, ран, внезапных смертей и жестоких бед». В православном молитвослове можно прочитать молитвы, с которыми верующие обращаются к святому.
Храм святого в Москве
Памятью о чудесах мученика стал храм на ул. Большая Якиманка, известный с 1625 г. Святого особенно чтили жившие здесь стрельцы, военные на государевой службе. Эта церковь была разобрана при Петре I после подавления стрелецкого бунта (1698), но восстановлена – после Полтавской битвы. Царь тоже считал св. Иоанна покровителем войска, защитником. 12 июня 1712 г. вновь отстроенный храм святого освятил митр. Стефан (Яворский).
Чудом заступления святого можно считать также то, что его церковь никогда не была закрыта за все советские годы. А с 2000 г. среди сонма российских святых появился еще один духовный воин – сщмч. Христофор (Надеждин), настоятель церкви, убитый безбожниками (1922).
«Иоанн Воинственник», при жизни сочетавший мужество, твердость с безграничной добротой, любовью к ближним, он ныне также спешит на помощь всем нуждающимся.
Наталья Сазонова