День - Крещенский сочельник - мало чем отличается от Рождественского сочельника.
По традиции хозяйки в этот день прибирались во дворах и избах, по углам и притолокам мелом рисовали крестики. Посещали православные христиане праздничную службу в храме. Оттуда возвращались с освященной водой. Этой водой умывались и окропляли избу, хлев, баню, ульи, погреба и подвалы.
По поверью, в крещенский сочельник даже выпавший снег с речной водой, принесённой в полночь, обладали целительной силой. Освящённую воду хранили как можно дольше, добавляя её в корм скоту и курам, чтобы"были не зыбки коровки и лошадки"и куры хорошо неслись.
И в канун Рождества, и в Крещенский сочельник соблюдался пост до тех пор, пока не появится на небе первая звезда. Крещенская трапеза была поскромнее Рождественской, называли её голодной кутьёй и придерживались строгих обрядов, заведённых в разных губерниях России.
На Крещенский сочельник в Тверской губернии пеклись сочни постные с ягодами. В Калужской губернии запаривали в закрытой печи толчёный сырой ячмень с мёдом, а москвичи пекли на конопляном масле пресные лепёшки.
Народный календарь следил за приметами по погоде:
- Если с утра шёл снег - ждали хорошего урожая. А ещё во дворе на ночь оставляли по горстке разного зерна, утром смотрели, на котором зерне больше инея наростало, тот по весне и сеяли.
- Если метель мела, то масленицу снежную ожидали, а для пчеловодов доходный год.
- Если ветер южный дул, то лето ожилали грозовое.
- Если ночью небо звёздное, то большой урожай на горох и прибавления белых ярочек.
В этот день рачительный хозяин убирал снег со стогов и сбрасывал его в колодцы для"спорины и подспорья"и, чтобы засушливое лето не оставило без зёрнышка и яблочка.
Молодёжь в этот день предпочитала узнать о своей доле побольше, так как канун дня Богоявления в народе считался основным днём для святочных гаданий.