фото

С.Н. Рерих. Портрет Н.К. Рериха

15 апреля 1935 года в Вашингтоне был подписан Договор «Об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников» в присутствии Президента США Франклина Рузвельта и представителей 21 республики Американского континента. Этот документ получил известность

в международно-правовой практике как Пакт Рериха.

Президент Рузвельт в речи на церемонии подписания Пакта в Белом доме сказал: «В строгом соблюдении народами мира этого Пакта мы видим возможность широкого осуществления одного из жизненных принципов – сохранения современной цивилизации. Этот договор заключает в себе духовное значение гораздо более

глубокое, нежели выражено в самом тексте».

Действительно, впервые в истории человечества Культура была выдвинута Н. К. Рерихом как основа усовершенствования жизни на Земле, как устой эволюции человечества. Впервые Культура была утверждена как единая основа прочного мира на планете. Она же была указана как источник лучшего решения всех сложнейших социальных проблем и преодоления глобальных кризисов.

В истории мысли прошлого столетия и нынешнего времени этот огромный вклад Н.К. Рериха недостаточно оценен и его концепция Культуры не вполне осмыслена нами. Но идеи тоже принадлежат срокам. «Каждая Мысль, Идея и действие имеют свои волны подъёма и ныряния», - в одном из своих писем утверждала русский философ и ученый Е.И. Рерих.

Идея Пакта выходит за границы правового документа и содержит в себе целостную концепцию защиты культуры. Особенность концепции состоит в том, что впервые перед человечеством была поставлена задача не только охраны исторических памятников и культурных учреждений, но задача постижения эволюционной роли культуры, идеалы которой выражены в богатом материальном наследии прошлого. Призывая к охране исторических памятников, Рерих руководствовался тем, что без прошлого невозможно будущее. Изучая культуру России, Запада и Востока не только как художник, но и как историк, археолог и философ, он понимал, что лишь обращаясь к накопленному опыту и достижениям прошлого, человечество может создавать новые формы, поиск которых сохранит преемственность и явится импульсом к последующему развитию жизни. Как призыв звучали слова Н.К. Рериха: «Из древних чудесных камней сложите ступени грядущего».

Отношение художника к бесценным свидетельствам прошлых эпох выражалось не в холодном почитании их вековой ценности и любовании ими, оно предполагало активное действие, которое должно выражаться в создании каталогов и изучении памятников старины, в которых запечатлена творческая мысль человечества. Это творчество было свидетельством знаний и стремлений души к величию и красоте, было выразителем культуры народа. Глубокое знание прошлого помогло Рериху увидеть, что развитие важнейших направлений жизни человечества в первую очередь связано с его культурой. Она определялась для него тем положительным, духовным, созидательным, что помогло человеку совершенствовать свою природу. « Культура, - писал Рерих, - есть красота во всём её творческом величии. Культура – есть тонкое знание вне предрассудков и суеверий. Культура есть любовь к человеку. Культура есть спасение!»

В своих многочисленных статьях и воззваниях Рерих разворачивает целую программу действий по реализации идей Пакта в жизнь. Он говорит о целях Пакта и его задачах, провозглашая самую желанную цель для народа – МИР! Рерих, предчувствуя приближение грозных событий, стремится привести человечество к миру, т.к. только в мире, где нет войн и насилия, человек может получить безграничные возможности для своего всестороннего развития, главным образом нравственного и духовного. «Понять истинное значение мира, - писал Н.К. Рерих ещё в 1922-ом году в статье «Новая эра», - невозможно, пока человечество не постигнет различия между «механической цивилизацией» и грядущей Культуры духа. Даже приблизительное понимание основ истинной Культуры совершенно преобразит жизнь и создаст необычные условия для всех блестящих открытий, суждённых человечеству».

Рериху доведётся быть свидетелем трёх революций и двух мировых войн,

повлёкших за собой неисчислимые разрушения и бедствия. Уже в первые десятилетия ХХ века Николай Константинович тщательно продумывал идею Пакта и как правового документа, и как систему нравственного возрождения народов.

В ХХ веке произошёл полный отход цивилизации от Культуры, что и привело к глобальным проблемам. Машинная, техногенная цивилизация перестаёт нуждаться в философии, истинном искусстве и религии. Она подменяет Культуру развлекательной индустрией, на базе которой возникает «массовая культура», призванная обслуживать материю общества, а отнюдь не питать его дух.

фото

Н.К. Рерих. София-премудрость

Когда мы говорим, что человечество зашло в тупик в своём техногенном развитии, наводнив машинами и подчинив человека этим машинам, нанеся непоправимый вред природе Земли, мы должны понимать причину всего происходящего. Она же, эта причина, состоит в расхождении Культуры и цивилизации, в умалении Культуры и вознесении материальных ценностей. Нарушилось равновесие, было два крыла, державших планету, теперь осталось одно. Путь эволюции превратился в пыльную дорогу с ухабами, ведущую в тупик и грозящий очередными катастрофами.

Остановимся на двух понятиях Культура и цивилизация. Что мы наблюдаем до сих пор ? Они смешивались нередко, и одно часто подменялось другим. Рерих писал, что Культура и цивилизация имеют совершенно разные корни происхождения, но всё равно подвергаются перетолковываниям и извращению. Латинский корень «культ» имеет очень глубокое духовное значение, тогда как «цивилизация» в корне имеет гражданственное и общественное строение жизни. Культура есть дух творческой деятельности, тогда как цивилизация - материя этой деятельности. Подмена одного другим даёт возможность навязывать Культуре не свойственные ей функции, а цивилизации приписывать то, что совсем не было для неё характерным.

«К области Культуры мы можем отнести те проявления человеческого духа, которые как бы сами изливались из таинственных глубин человека, носили природный характер и были естественными для него. Песня и музыка, художество во всех его проявлениях, различные культы, этические моменты, поэзия и многое другое, казалось, появилось вместе с человеком, росли и развивалось параллельно с его сознанием», - писала философ, историк, академик Российской Академии естественных наук и Российской Академии космонавтики Л.В. Шапошникова.

Культура является самоорганизующейся системой духа, а самоорганизация духа есть форма существования Культуры. Разрушение культурных объектов и небрежение Культурой сейчас, поистине, носит планетарные масштабы. Редкой стране его удаётся избежать. В условиях дикого рынка культура разрушается и умирает на глазах тех, кто её создавал, и тех, кто является её носителем. Нельзя допустить, чтобы такое положение продолжалось. Ибо гибель Культуры повлечёт за собой уничтожение человека как такового. Поэтому именно в наши дни значение Пакта Рериха, над которым развивается Знамя Мира, во сто крат возросло. Будем надеяться, что такое понятие как Культура будет осмысленно и осознанно.

Л. И. Корсакова,

Владивостокское

Рериховское общество,

Г. Владивосток

фото

Н.К. Рерих Знамя Мира 1931г.