фото

Уже четыре раза, в 1994 году, 96-м, в 2006 и 2012 годах, ребята и педагоги средней школы №12 г. Владивостока с углубленным изучением предметов эстетического цикла отправлялись путешествовать по Золотому Кольцу России. Не по классическому «Кольцу», маршрут которого обычно предлагают туристические компании, а по своему собственному!

Они посещали картинные галереи и музеи, храмы и монастыри Москвы и Петербурга; на их пути вставали Павловск, Троице-Сергиева Лавра, Валаам, Владимир, Суздаль, Новгород, Муром, Ярославль, Борисо-Глебск, Ростов Великий, Изборск, Псков с его знаменитым Псково-Печерским монастырем, Кирилло-Белозерский и Ферапонтов монастыри, в одну их поездок даже добрались до Кижей…

Как путешествовали? Очень весело, перебирались из города в город дружной командой, ярко выделяясь на общем привычном фоне – желтые футболки и оранжевые кепки с победной надписью «Владивосток».

У каждого школьника немалый груз – рюкзак, спальник и на плече папка с художественными принадлежностями: бумагой, кистями, красками. Ведь ехали ребята не только смотреть и слушать, но и активно работать на пленэре, рисовать с натуры шедевры древнего русского зодчества. В группу обязательно входили два педагога-художника.

Обычный состав команды таков: трое-четверо взрослых во главе с директором школы №12 Андреем Геннадьевичем Бобковым (сейчас он уже работает в другом месте) и восемь-десять детей, которые отлично зарекомендовали себя в течение года учебных занятий желанием больше знать по истории и работать на уроках изобразительного искусства.

Их ведет Елена Витальевна ЮМАТОВА, преподаватель средней школы № 12, руководитель культурно-просветительского центра «Орифламма». С ней мы сейчас и беседуем.

— Елена Витальевна, расскажите, что подвигло вас к идее таких путешествий со школьниками? Ведь вы, учителя, практически на голом энтузиазме, безвозмездно, взвалив на плечи колоссальную ответственность за жизнь детей, в свои летние отпуска проводили эти детские экспедиции!

— Мы живем на Дальнем Востоке и не имеем возможности видеть исторические памятники Древней Руси. И мы, педагоги, дали возможность нашим детям соприкоснуться с русской культурой, историей и понять, что значит – русская душа.

В нынешнее переломное, противоречивое время возникла большая опасность лишить нашу страну будущего, ведь дети сейчас воспитываются на эрзацах псевдокультуры, которые несут с собой СМИ, телевидение, компьютерные игры. Педагоги школы №12 задумали вывести школьников из привычной обывательской среды и приобщить их к исконно русскому странничеству, когда паломники ходили по Древней Руси, духовно обогащаясь и нравственно очищаясь.

— Это наш хоть маленький, но все-таки вклад в оздоровление нации, в развитие душ юных россиян.

Конечно, если бы мы оплачивали услуги гостиниц и туристических фирм, то финансово бы не потянули наши детские культурно-исторические экспедиции «Русь Изначальная». Поэтому заранее по Интернету списывались с областными и городскими отделами образования, с директорами школ тех городов, которые собирались посетить, чтобы они на несколько дней пускали нас к себе. Интересный факт – когда руководители школ, детских садов узнавали, что мы с Дальнего Востока, перед нами сразу раскрывались двери и шла помощь.

Нам достаточно было получить какой-нибудь класс. Спали мы на полу – спальники с собой. Походную плиту, кастрюли, нехитрые кухонные принадлежности тоже везли сами. Потом, остановившись в школе очередного города, осваивали ближайшие магазины – получалось нормальное горячее питание.

— Вы оговаривали такие условия проживания с хозяевами?

— Обязательно! И они шли навстречу. Понимаете, когда мы рассказывали мотивацию наших экспедиций, все, кто с нами хоть как-то соприкасался, также зажигались.

Нас самих зажгли слова художника Николая Рериха: «Пора русскому образованному человеку узнать и полюбить Русь». Еще приведу высказывание известного академика Дмитрия Лихачева из его воспоминаний: «Один летний месяц имел огромное значение для формирования моей личности, моих интересов, и я бы сказал, моей любви к Русскому Северу: школьная экскурсия в 1921 г. Эта двухнедельная школьная экскурсия сыграла огромную роль в формировании моих представлений о России, о фольклоре, о деревянной архитектуре, о красоте русской северной природы. Путешествовать по родной стране нужно как можно раньше и как можно чаще. Школьные экскурсии устанавливают добрые отношения с учителями и вспоминаются потом всю жизнь».

Педагоги не давали ребятам скучать – программа путешествий была чрезвычайно насыщенной, и они везде, в музеях, галереях, храмах обращались к услугам экскурсоводов-профессионалов, записывая их рассказы на видеокамеру; а посещение Третьяковки, Русского музея, Эрмитажа – обязательное в проекте экспедиций школы №12. Практически каждый день школьники рисовали с натуры архитектурные шедевры, потрясающей красоты пейзажи, памятники истории…

Интересный случай связан с посещением Третьяковской галереи во время третьей экспедиции в 2006 году. В Третьяковке ребята увидели знаменитую Владимирскую икону Божьей Матери, главную православную святыню. Она выставлялась не как исторический экспонат – к чудотворной иконе стекались посетители, чтобы попросить о помощи, приложиться…

Когда наши дальневосточники вышли на улицу, дети наперебой стали делиться друг с другом впечатлениями, кто что почувствовал, когда прикладывался к иконе. У кого-то покалывало в губах, у другого особое тепло возникло в сердце… И вдруг неожиданно громко и горько расплакался двенадцатилетний Антон. Взрослые бросились к нему: «Антоша, что случилось?» Он навзрыд спросил: «Почему я ничего не почувствовал? Что, значит у меня сердце какое-то не такое?!» Мальчик подумал – он плохой, раз его сердце не откликнулось, как у остальных ребят. Педагоги успокоили его: «Наоборот! Оно у тебя замечательное, доброе, отзывчивое, если ты так отреагировал!»

Обязательное условие экспедиций – ведение школьниками дневников, куда записывались все впечатления об увиденном, переживания, свои выводы и размышления. Позже эти дневники очень помогали в учебе и остались как память об удивительных поездках. Недаром юные участники экспедиций, приехав домой, снова звали своих руководителей к новым приключениям, составляли собственные маршруты.

А приключения и потрясающие впечатления ожидали их немалые. Чего стоит одно лишь посещение святого острова Валаам, его еще называют Северный Афон, Северный Иерусалим.

Команда из Владивостока обычно располагалась в школе поселка, прямо рядом со знаменитым монастырем, где подвизались святые старцы, куда паломниками приезжали русские государи, великие писатели и поэты; здесь художник Шишкин писал свои картины. Остров потрясает, прежде всего, суровой северной природой – скалы и сосны, нетронутые цивилизацией, первозданность и намоленность этого места. Владивостокцы жили тут неделю; просыпались под колокольный звон, в один из приездов познакомились со студентами-религиоведами, расквартированными в этой же школе; ею в то время руководил директор, широчайшей души творческая личность, тоже энтузиаст, мастер-керамист; он, к сожалению, уже ушел в мир иной…

Чадолюбивый послушник Даниил из Валаамского монастыря также стал близким другом детей с Дальнего Востока. Он организовал обряд крещения по староцерковной традиции нескольких юных путешественников в водах Ладожского озера. А после крещения ребята слушали, затаив дыхание, его рассказ о жизни святых под сводами Никольского скита, на фоне старинных фресок — рассказ человека, который сам глубоко прочувствовал то, о чем говорил, и старался жить по духовным заповедям, в этом и была его убедительность! Конечно, такой необычный урок школьники запомнили на всю жизнь.

— Мы не ставили перед собой задачу плотно воцерковлять наших учеников, но таким образом они соприкасались со святоотеческими традициями России.

Главное в поездках – чтобы всегда вела высокая цель. Наша задача – оторвать ребят от разлагающих юные сердца телевизоров и компьютеров, погрузить в поле благотворной информации. И получалось так, что сама окружающая среда экспедиций становилась мощным воспитательным фактором.

Дети впервые в своей жизни реально прожили, ощутили, что есть достоинство, честь, благочестие, святость, патриотизм, любовь к Родине. На наших глазах происходило чудо преображения, тончайшая духовная трансформация души ребенка. Слетало с их сердец все наносное, поверхностное, и всплывала глубинная суть – нечто такое, глубоко русское, то, что генетически заложено в нас. Видимо, это нечто и называют тайной русской души.

— Как такая трансформация проявлялась?

— Ее отмечали в первую очередь родители. Они нам потом говорили, что после возвращения ребенка боялись даже дышать на него. Дети возвращались задумчивыми, серьезными, исчезало ребяческое легкомыслие. Родители просто их не узнавали… Но окунались опять в среду сверстников, вновь – телевизор, компьютер… Однако мы убеждены, что опыт экспедиций не пройдет бесследно, как об этом хорошо сказал Дмитрий Лихачев.

— Видимо, все случающееся с нами происходит не просто так. И поездки ваши чрезвычайно необходимы, раз дети так преображаются!

— Да! Много необычного сопровождало наши экспедиции. Например, в одну из них мы буквально чудом попали на остров Кижи. На Валааме у нас украли половину денег, там, к сожалению, бывают не только честные люди, и мы уже не могли продолжать путешествие, надо было возвращаться в Петербург и оттуда домой.

Пришли на Валаамский пирс, объяснили ситуацию капитану одного из теплоходов, совершающих туристические круизы по Ладожскому озеру, и попросили бесплатно подвезти нас до Петербурга. Выяснилось, что судно идет дальше, на Кижи. А капитан вдруг сказал, что мы ему приснились во сне (!), после его последней вахты, и в его сне мы просили забрать в рейс всю нашу группу – бесплатно. Он без разговоров это сделал! Так совершилась внеплановая четырехдневная поездка на Кижи. Оттуда – в Петербург. Мы очень экономили, и хватило денег благополучно добраться до Владивостока.

— Представляю, какое богатство впечатлений вы привозите из каждого путешествия!

— Особенно последняя поездка оказалась замечательной из-за особого состава детей. Собрались не только юные художники, но и вокалисты. Они везде, где только можно, пели наши старые добрые и боевые пионерские песни, и даже в монастырях по просьбе монахинь. Мы и гитару с собой возим, есть у нас отрядные песни, да и сами мы, взрослые, поем. Впечатления и у нас, и у тех, кто с нами встречается, действительно, богатые.

А еще мы привозим в школьную библиотеку редкие книги по искусству, по истории, видео – и аудиозаписи всех экскурсий и значительных встреч, уникальные фотографии и, конечно же, рисунки наших юных художников, результат пленэров. Из них формируются постоянно действующие школьные выставки и фотовыставки. Все привезенные материалы используем в учебном процессе, показываем детям всей школы.

— Если кто-то захочет повторить ваш опыт, что вы ему посоветуете?

— Поменьше страхов – побольше веры в себя, в то, что все получится. Такие поездки можно совершать не только учителям со школьниками, но и родителям со своими детьми, можно родителям объединяться в группы, подключать родственников, друзей. Просто надо очень захотеть и хорошо проработать маршрут.

Мы уверены, что такие экспедиции, поездки необходимы каждому русскому человеку. Желательно хотя бы раз в жизни совершить такое паломничество – с рюкзаком или по путевке. Тогда вы по-настоящему почувствуете Душу России. Вы увидите, сколько одаренных людей-энтузиастов бескорыстно сохраняют бесценные сокровища истории и культуры, делятся знаниями о них, занимаются народными промыслами, учат этому детей. Талантлива наша Русская земля!

Когда мы искали спонсоров, то работники банков удивлялись: «Зачем вы детей везете по России, на что им смотреть? Вот если бы в Японию или Китай!» Сейчас я, художник и педагог, после стольких путешествий по родной стране могу твердо сказать, что Россия – целая Вселенная, это кладезь такой неописуемой красоты, которую можно познавать бесконечно!

И не случайно Россию называют Святая Русь. Наша драгоценная Родина, удивительная Россия была всегда святой и ею останется. В древнерусских небольших провинциальных городках столько духовной мощи, столько чистоты и святости, благодаря чему стоит и побеждает народ русский и Россия. Благодаря чему куется непонятный иностранцам русский характер.

Подготовила Ольга АВИЛОВА.

На фото:
- На пленэре во Владимире;
- У Псковского кремля.

фото