27 июня - 8 сентября 2019
Кураторы: Инке Арнс и Дитер Рулстрате
Куратор-консультант: Антонио Джеуза (ГЦСИ в составе РОСИЗО)
Платформа развития современного искусства NEMOSKVA представляет выставочный проект российских региональных художников «Двенадцатый часовой пояс: путевые заметки из России», который открылся в Центре изящных искусств BOZAR (Бельгия). Художница из Владивостока Инна Додиомова стала одним из участников.
Идея зарубежного проекта, посвящённого российским региональным художникам, рождена благодаря грандиозному путешествию симпозиума NEMOSKVA. Он был организован Государственным центром современного искусства в составе РОСИЗО при поддержке Министерства культуры Российской Федерации, а также гранта Фонда Потанина по программе «Музей без границ».
Проект вдохновлен масштабами огромной страны, охватывающей 11 часовых поясов. Кураторы Инке Арнс (директор ассоциации медиаискусства Hartware MedienKunstVerein в Дортмунде) и Дитер Рульстрате (куратор Нойбауэрской коллегии по культуре и искусству при Университете Чикаго), проехавшие с командой экспертов от Москвы до Владивостока, поставили перед собой сложнейшую задачу. Почти сразу стало ясно, что обобщить итоги путешествия по самой большой стране мира и резюмировать впечатления от самобытных художественных явлений регионов репрезентативной выставкой в нескольких залах Центра изящных искусств почти невозможно. Именно поэтому проект «Двенадцатый часовой пояс: путевые заметки из России» — это отчёт с места происшествия. А выбор метрики 11 часовых поясов — абстрактный организующий принцип для отбора произведений, отражающих широкий спектр художественных практик, бытующих на необъятной территории России.
На основании личного опыта, накопленного за месяц арт-экспедиции, в кураторской концепции и возник двенадцатый пояс. Несуществующая часовая зона — символическая категория, которая фиксирует способность искусства быть своеобразным «сейсмографом времени», отражая специфические черты, особое бытование сознания, контексты, дискурсы времени. Двенадцатый пояс — связующая нить, объединяющая все 11 часовых поясов, как железная дорога — разбросанные по России города.
Состав художников:
Арт-группа «Провмыза» (Нижний Новгород)
Елена Слобцева (Пермь)
Арт-группа «Куда бегут собаки» (Екатеринбург)
Антон Виноградов (Тюмень)
Дамир Муратов (Омск)
Константин Скотников (Новосибирск)
Наташа Юдина (Томск)
Алексей Мартинс (Красноярск)
Елена Аносова (Иркутск)
Зоритко Доржиев (Улан-Уде)
Светлана Тиканова (Хабаровск) Инна Додиомова (Владивосток)
Отдельным спецпроектом в экспозиции станет работа художницы Александры Артамоновой из Калининградской области - региона, отделённого от основной части России другими территориями. Её видео посвящено отстраненному взгляду наблюдателя на жизнь в российских городах.
Любое путешествие когда-нибудь подходит к концу. И, несмотря на то, что финальной точкой симпозиума стал Владивосток, Центр изящных искусств BOZAR в Брюсселе, где откроется выставочный проект, можно назвать настоящим конечным «пунктом назначения» поезда NEMOSKVA. Ведь BOZAR находится рядом с Центральным железнодорожным вокзалом Брюсселя - тем самым пунктом, который присоединяет Транссибирскую магистраль к Трансъевропейскому экспрессу, но с маленькой разницей в 89 миллиметров. 89 миллиметров - между российской ширококолейной железной дорогой и европейским стандартом.
Платформа развития регионального искусства NEMOSKVA была инициирована в 2017 году как стратегический проект развития современной культуры в российских регионах на период с 2018 по 2022 год. Его цель: развитие горизонтальных связей, продвижение региональных художников и кураторов, исследование современной ситуации на местах через профессиональный диалог и создание новых возможностей для международного сотрудничества. Комиссар и автор идеи проекта NEMOSKVA - искусствовед и куратор Алиса Прудникова, комиссар и художественный руководитель Уральской индустриальной биеннале, директор по региональному развитию РОСИЗО-ГЦСИ. В августе-сентябре 2018 года состоялся Международный передвижной симпозиум по Транссибирской магистрали, который объединил более 50 зарубежных и более 70 российских руководителей культурных институций, кураторов, практиков и теоретиков современной культуры. В марте 2019 ограниченным тиражом в свет вышел сборник «NEMOSKVA. Дневники путешествий». Своими размышлениями о невероятной по масштабам и замыслу экспедиции поделились 13 кураторов, каждый из которых выбрал один город для описания. 9 мая в Университете Ка'Фоскари в рамках 58-й Венецианской биеннале состоялась премьера англоязычной версии документального фильма о передвижном симпозиуме «NEMOSKVA: Art in regions». Его создатели (режиссер Кирилл Верхозин и оператор Андрей Худяков) отразили идеи и мысли художников, работающих на отдаленных территориях России. Премьера русскоязычной версии фильма состоится в московском РОСИЗО- ГЦСИ в начале лета. К 2020 году проект «Двенадцатый часовой пояс» планируется провести в Москве и регионах.
Центр изящных искусств BOZAR, старейший и крупнейший центр искусств в Бельгии, сегодня стремится стать образцом европейского центра искусств 21 века. Активно совмещая и дополняя выставочные и концертные проекты мощной междисциплинарной программой, Bozar функционирует как площадка для межкультурного диалога в сфере современной культуры и искусства. Уникальное здание центра, спроектированное архитектором Виктором Хорта в 1920х гг. является неотъемлемой частью архитектурного наследия Бельгии. Размер выставочной площади центра составляет 4000 м2, концертный зал насчитывает 2100 мест, также есть две театральные сцены, три зала для мультимедийных проектов и внушительный киноархив, богатство которого признано во всем мире. BOZAR сегодня - это динамичный арт-центр, который ежегодно принимает более миллиона посетителей.
Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО» - многопрофильная организация, занимающаяся разработкой и реализацией выставочных проектов в партнерстве с ведущими мировыми музеями и культурными институциями. Центр ставит перед собой задачу объединить накопленный региональными филиалами ГЦСИ опыт культурного развития в городах России.
Благотворительный фонд Владимира Потанина – один из первых частных фондов в современной России. Был создан в 1999 году предпринимателем Владимиром Потаниным для реализации масштабных программ в сфере образования, культуры и развития филантропии. «Музей без границ» – одна из грантовых программ, реализуемых фондом для поддержки специалистов и организаций, меняющих представление о роли музея в современном мире и делающих его открытым общественным институтом.